Пора подумать об экономной энергетике
О существовании ультразвуковых форсунок (УЗФ), применяемых при сжигании жидкого и твердого топлива в котлоагрегатах ГРЭС и ТЭЦ, знают даже не все специалисты-энергетики. Однако знание о них имеет отнюдь не узкоспециальный, а скорее общественный интерес, поскольку использование этих устройств на энергоисточниках может дать громадный эффект прежде всего в экономии топлива и, значит, требуемых на его закупку денежных средств, что по нынешним временам весьма немаловажно. Тем более что история о применении ультразвуковых форсунок, точнее попытке, имеет к Владивостоку прямое отношение.
О существовании ультразвуковых форсунок (УЗФ), применяемых при сжигании жидкого и твердого топлива в котлоагрегатах ГРЭС и ТЭЦ, знают даже не все специалисты-энергетики. Однако знание о них имеет отнюдь не узкоспециальный, а скорее общественный интерес, поскольку использование этих устройств на энергоисточниках может дать громадный эффект прежде всего в экономии топлива и, значит, требуемых на его закупку денежных средств, что по нынешним временам весьма немаловажно. Тем более что история о применении ультразвуковых форсунок, точнее попытке, имеет к Владивостоку прямое отношение.
Все началось еще в 1991 году, когда группа специалистов теплотехнической лаборатории общества с ограниченной ответственностью “Далмис” (Морской инженерный сервис Дальнего Востока) побывала на одном из авиационных предприятий Казани, откуда и привезла во Владивосток образец новой в ту пору необычайно высокоэкономичной форсунки. Привезли, конечно, не случайно, а с целью опробования на какой-нибудь электростанции, например на Владивостокской ТЭЦ-2. Руководство последней пошло навстречу, и такие испытания состоялись.
Эти испытания, проведенные в 1992 году, дали просто поразительные результаты. Главный эффект выразился в том, что при замене на котлоагрегате штатной форсунки на ультразвуковую расход мазута при “подсветке” сжигаемого угля снизился на 300 литров в час (с 700 до 400 л/час) при том, что обеспечивалась одна и та же паропроизводительность. Кроме этого УЗФ могла работать на загрязненном механическими примесями и обводном топливе. Наконец, эта форсунка оказалась весьма эффективной и в плане экологии: при ее использовании в несколько раз снизилась концентрация оксидов азота в уходящих в атмосферу газах.
Ультразвуковая форсунка отработала на ТЭЦ-2 один год, второй, на нее как на чудо приезжали посмотреть специалисты с других станций. Но... При всех положительных оценках результатов испытания УЗФ у “Дальэнерго”, как водится, не нашлось средств на ее внедрение. Между тем энергокризис в крае и во Владивостоке все усиливался, сводки о наличии на станциях топлива, особенно мазута, напоминали фронтовые, население постепенно свыкалось с пещерными условиями быта - без света и с чуть теплыми батареями. Наконец в декабре прошлого года генеральный директор ООО “Далмис” Николай Нескоромнюк направил мэру Владивостока Виктору Черепкову письмо с предложением о сотрудничестве по установке УЗФ на городских ТЭЦ и котельных. К письму прилагались конкретные расчеты экономического эффекта, который можно было получить в результате этого. Никакого ответа, однако, из мэрии не пришло. Примерно такое же письмо было направлено и в адрес АО “Дальэнерго” - главному инженеру управления тепловых сетей Василию Гробову. В ответ - тоже молчание.
Что же было в расчетах, представленных “Далмис”, которые энергетики и власти сочли возможным “не заметить”?
Экономический расчет от внедрения УЗФ был сделан применительно к котлоагрегатам Владивостокской ТЭЦ-2. Он показал, что на 1 котле, оснащенном ультразвуковыми форсунками в количестве 4 штук, среднегодовая экономия топлива может составить более 3,5 тыс. тонн, на 13 рабочих котлах, что имеет станция, - 49 тыс. тонн. В первом случае годовой экономический эффект от эксплуатации УЗФ (за вычетом затрат на их изготовление, монтаж и т. д.) может составить 3,5 млрд. рублей, во втором - 46 миллиардов. Цифра 3,5 тыс. тонн будет более понятной, если учесть, что именно такое количество топлива способен взять на борт один небольшой танкер... Такая экономия возможна только на одном котле только одной станции. А если ультразвуковыми мазутными форсунками оснастить все ГРЭС и ТЭЦ края да еще многочисленные котельные, то за год можно “сэкономить” целый танкерный флот с топливом! То есть десятки, если не сотни миллиардов рублей.
- Мне совершенно непонятна эта ситуация, - сказал в разговоре с корреспондентом “В” Николай Нескоромнюк. - Каждый раз говорим об отсутствии средств на закупку топлива и в то же время отмахиваемся от технического новшества, эксплуатация которого дает возможность значительной экономии средств. Между тем затраты на изготовление одной ультразвуковой мазутной форсунки окупятся уже через 2 недели. ООО “Далмис” готово взять на себя подготовку чертежей УЗФ, их изготовление (об этом уже есть предварительная договоренность с одним из оборонных заводов), авторский надзор, доработку и т. д. Нужен лишь заказчик, способный взять на себя финансирование начала работ. Я очень надеюсь, что такой заказчик все-таки найдется и к следующему отопительному сезону высокоэкономичные форсунки найдут применение на энергоисточниках края.
Автор: Виктор КОРЫТКО, “Владивосток”