Наверх вы, товарищи, все по местам…
Многометровая волна, усиленная порывом северного ветра, изо всей силы ударила теплоход в борт в тот момент, когда он менял курс, пытаясь укрыться под берегом от страшного разрушительного шторма. Положение усугубилось сильной качкой. “Иван Макарьин” Дальневосточного морского пароходства получил крен до 50 градусов. В таких чрезвычайных условиях любое судно может подвергнуться конструктивным разрушениям. Нашему балкеру повезло, у него повышенная остойчивость, да и короткий период качки не позволил довести дело до трагедии.
Тем не менее от крена и удара была сорвана стрела грузового крана первого-второго трюмов, за борт улетел грейдер, с помощью которого осуществлялась разгрузка угля в неприспособленных портпунктах на северном побережье Охотского моря. Однако главная беда заключалась в другом. В один миг судно осталось без командования. Капитан и его старший помощник находились, как оно и положено, на мостике. Их оторвало от палубы и бросило на переборки. Оба получили тяжелейшие травмы: у одного сломана лодыжка и повреждено колено, у другого перелом тазобедренного сустава, не считая остальных ранений. Им немедленно оказали первую медицинскую помощь.
“Иван Макарьин” выполнял рейс по завозу угля в населенные пункты залива Шелихова. Теплоход накануне выгрузил часть твердого топлива на баржи и переправил их в поселок Эвенск. После этого двинулся дальше, когда над северо-западной акваторией Тихого океана распространился глубокий циклон с давлением в 960 миллибар. Его радиус достигал 1300 морских миль, а скорость ветра превышала 30 метров в секунду. Именно из-за него погиб в Беринговом море буксир “Бодрый” вместе с экипажем и пассажирами. В Охотском море рыболовецкое судно получило трещины в борту, внутрь стала поступать вода, из-за чего пришлось срочно следовать к ближайшему порту. Там же чуть раньше оторвало от буксира баржу с людьми, и только своевременная помощь не довела дело до очередной трагедии.
Теплоход ФЕСКО в момент циклона находился в Гижигинской губе. Капитан, дабы уйти из-под ударов ветра и волн, взял курс ближе к берегу. Приходилось все время лавировать, поскольку сухогруз в несколько тысяч тонн все время сносило к берегу. Как только вышли из строя капитан и старший помощник, командование взяли на себя второй и третий штурманы Владимир Большенков и Игорь Гнусин. Они не стали паниковать, а немедленно оповестили о случившемся руководство Дальневосточного морского пароходства. Во Владивостоке был создан штаб во главе с начальником департамента безопасности мореплавания ОАО “ДВМП” Анатолием Сидоренко.
Второй и третий помощники капитана, поочередно меняя друг на мостике, повели теплоход в Магадан. Ведь их раненые коллеги нуждались в срочной госпитализации с профессиональной хирургической операцией. В непростых погодных условиях, когда судно продолжало выжимать шквальными порывами ветра и течением на берег, моряки взяли курс к северному порту. Руководствуясь указаниями по радио из Владивостока, они более полутора суток следовали к намеченной цели. Эпопея успешно завершилась поздно вечером 28 октября. Судно пришвартовалось к причалу порта, и буквально сразу пострадавших увезли в городскую больницу. Их здоровье вне опасности.
На смену раненому “мастеру” прилетел другой капитан. Сейчас решается вопрос о продолжении завоза угля, как этого требует грузоотправитель. Однако произвести ремонт грузовой стрелы в Магадане, видимо, не удастся. По этой причине теплоход закончит выгрузку в порту областного центра и отправится во Владивосток для проведения капитального ремонта поврежденного оборудования. Мореходных качеств из-за шторма “Иван Макарьин” не потерял.
Анатолий Сидоренко в беседе с журналистом “В” отметил, что такое чрезвычайное происшествие случилось вследствии несоблюдения временных рамок по северному завозу. Груз для северян был готов лишь к моменту окончания навигации в северных морях. А оставить жителей Магаданской области без угля моряки-дальневосточники не могут. Поэтому и вынуждены они продлевать навигацию на свой страх и риск. К счастью, профессионализм и выучка наших судоводителей и других членов экипажа очень высока. Что и подтвердилось в минувшие пятницу и субботу в Гижигинской губе.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"