Нереализованный национальный ресурс

Экономический потенциал Приморского края, по оценке Института географии Дальневосточного отделения Российской академии наук, в Дальневосточном регионе составляет около 30%, а в России - около 1,5%.

31 окт. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №875 от 31 окт. 2000

Экономический потенциал Приморского края, по оценке Института географии Дальневосточного отделения Российской академии наук, в Дальневосточном регионе составляет около 30%, а в России - около 1,5%.

В Приморском крае производится 22,6% промышленной продукции, около 20% продукции сельского хозяйства, вырабатывается 22,9% всей электроэнергии Дальнего Востока, осваивается 15,2% инвестиций в основной капитал.

Результаты мониторинга социально-экономической ситуации в Приморском крае по итогам января-августа 2000 года свидетельствуют об улучшении экономических параметров: увеличились инвестиции в основной капитал (3,3% при 17% по России), продолжился рост основного индикатора развития потребительского рынка - оборота розничной торговли (101,8%), увеличился в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем чистого экспорта в пределах таможенной границы.

Объем промышленного производства увеличился на 9,5%, в том числе в машиностроении, в легкой промышленности, лесной и деревообрабатывающей, цветной металлургии, химической промышленности. Спад отмечен только в четырех отраслях из 14 - электроэнергетике, фарфоровофаянсовой, мукомольно-крупяной и комбикормовой, полиграфической. Устойчиво развивается транспорт. Улучшаются основные показатели на предприятиях строительного комплекса края. За восемь месяцев этого года введено на 31% жилья больше, чем за этот же период 1999 года. Даже в самые тяжелые времена для экономики края (1992-1998 годы) было введено 2,5 млн. кв. м общей площади жилых домов, 30 школ, 20 детских дошкольных учреждений, восемь больниц, 13 амбулаторно-поликлинических учреждений, три клубных учреждения, шесть домов-интернатов.

Надо заметить, что по отношению к другим регионам Дальнего Востока Приморье в экономическом развитии не только не уступает соседям, но даже опережает. По объему промышленного производства наш край находится на втором месте среди регионов Дальнего Востока. По производству потребительских товаров на первом месте. По валовому региональному продукту Приморский край в России в 1999 году занимал 22-е место, в 2000 году -

20-е, в 2001 году, по прогнозам, - 19-е место. Хабаровский край, для сравнения, на 29-м месте. Приморский край находится на 27-м месте в Российской Федерации по обеспечению поступлений налогов и сборов в бюджетную систему России.

Что касается уровня жизни населения, среднемесячные денежные доходы на душу населения в сентябре, к примеру, составляли 1565 рублей, или 108 процентов по сравнению с прошлым годом. А величина прожиточного минимума в крае составляет 1170 рублей.

По итогам финансовой деятельности сальдированный результат (за январь-июль) составил 1939 млн. рублей, что на 34,2% выше соответствующего уровня прошлого года. В течение ряда лет Приморский край перечисляет в центр больше финансовых ресурсов, чем получает. Например, в 1999 году перечислено 8235,4 млн. рублей, получено 2813,1 млн. рублей. Перечисляемые средства в процентах от доходов территории (налоговые доходы, неналоговые доходы и таможенные платежи) увеличились в 1999 году по сравнению с 1995 годом на 13,3%, при этом средства, получаемые из федерального бюджета на бюджетное выравнивание и развитие территорий, за этот период снизились на 3,4%.

Нереализованный национальный ресурс России

Даже людям, далеким от экономики, понятно, что финансовые отношения такого типа не позволяют создать в регионе условия, обеспечивающие устойчивый экономический рост. Я считаю, что сегодняшнее состояние экономики края - это нереализованный национальный ресурс России, говоря об экспортно ориентированных отраслях края.

Солидная доля грузов на Юго-Восточную Азию, зарождающихся на Урале и за Уралом, продолжает отгружаться через порты Балтии и черноморские, не принадлежащие России, прежде всего из-за тарифной политики на железнодорожном транспорте.

Судоходные компании Приморского края страдают от самой жесткой в мире отечественной фискальной системы и полного отсутствия государственной поддержки, что не дает им возможности конкурировать на мировом рынке морских перевозок (примером этого может служить ситуация с так называемым бербоутным флотом). Другими словами, мы теряем и мировой рынок транспортных услуг, и рабочие места, и доходы.

Роль рыбохозяйственного комплекса в жизнеобеспечении края и России однозначно высока, так как этот комплекс призван обеспечивать продовольственную безопасность страны. Основные проблемы его работы обусловлены прежде всего двумя причинами: отмена государственной поддержки рыбаков, существующая во всех развитых странах мира, и уход государства из сферы управления этой отраслью. Принятие в Приморском крае ряда нормативных документов, подписание в 90-х годах договора о координации и совместной деятельности с комитетом РФ по рыболовству по вопросам государственного управления рыбным хозяйством позволили обеспечить определенную стабилизацию ситуации. С 1995 года начался рост основных показателей, продолжавшийся до 1997 года, когда отрасль столкнулась с очередной проблемой: впервые в истории отечественного рыболовства на Дальнем Востоке рыбакам стало не хватать выделенных квот. Причем при нехватке объемов допустимых уловов для отечественных рыбаков значительная их часть передавалась иностранному флоту. Общегосударственные интересы требуют, чтобы правительство РФ жестче отстаивало государственную политику в области рыбных ресурсов, имея в виду распределение квот, обеспечивающее полную загрузку имеющихся мощностей, устранение спекуляции биоресурсами на межрегиональном уровне, повышение эффективности рыбохозяйственного производства и уровня продовольственной безопасности нашей страны. В противном случае в среднесрочной перспективе объемы производства в этой отрасли сократятся до уровня 20-30% от нынешних. При этом в соответствии со статьей 62 “Конвенции ООН по морскому праву” Россия должна будет предоставить другим государствам доступ к российским биоресурсам.

Предприятия горнодобывающей промышленности края сегодня занимают ведущие позиции в России по добыче минерального сырья, а их значимость с оживлением рынка СНГ еще более возрастет, отрасль экспортно ориентирована. Но мы отправляем на экспорт не готовую продукцию, а концентраты с бесценными попутными металлами. Для Дальнего Востока необходимо решить вопрос о создании перерабатывающей промышленности на базе добывающего комплекса. Иначе конкурировать России с транснациональными корпорациями Запада, работающими в этой сфере, в ближайшем будущем не придется. Особенно если продолжится государственная политика, при которой в России выгоднее использовать плавикошпатовый концентрат, импортируемый из Монголии, чем произведенный в России, в Приморском крае.

В последние годы главной задачей администрации края было оказание действенной помощи предприятиям оборонно-промышленного комплекса по выводу их из глубокого экономического и социального кризиса, который охватил все сферы деятельности, включая производство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Несмотря на отсутствие финансирования из Федерального фонда конверсии, ряд заводов освоил производство новых видов гражданской продукции, увеличив в 1999 году выпуск в стоимостном выражении в среднем в 1,5 раза. Впервые за последние годы отдельные виды конверсионных товаров и услуг ряда предприятий края стали конкурентоспособными на внешнем рынке. Доля государственного оборонного заказа в общем объеме производства составляет 50-65%, далее снижение этого уровня недопустимо.

Основа для устойчивого экономического развития

В Приморском крае практически все осваивалось и заселялось, исходя из необходимости решения общенациональных задач - оборонной, транспортно-транзитной, освоения минеральных ресурсов и так далее, то есть экономика края формировалась, исходя из российских нужд. Стратегическая значимость края для России осталась прежней, в то же время государственные решения в области инвестиционной, таможенной, демографической, социальной, миграционной политики не обеспечивают эффективную поддержку реализации экономических интересов России на Дальнем Востоке, в том числе в Приморском крае. Они не способствуют стабильности проживания населения, необходимого для устойчивого развития пограничных районов на Дальнем Востоке России.

Свои надежды дальневосточники связывали с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 19 августа 1987 года “О комплексном развитии производительных сил Дальневосточного экономического района, Бурятской АССР и Читинской области на период до 2000 года”, затем с федеральной целевой Программой экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы. Стержнем названной программы является инвестиционный блок, включающий инвестиционные проекты федерального значения по Приморскому краю, которые сгруппированы в 23 подпрограммы, определяющие необходимый уровень развития приоритетных комплексов и отраслей экономики края. Однако задания программы по многим направлениям и показателям не выполнены из-за недостаточного финансирования инвестиционных проектов федерального значения (6% от заданий программы с начала реализации). Тенденция сокращения выделения финансовых ресурсов из федерального бюджета сохраняется и на 2001 год.

Особенно это сказывается на решении социальных вопросов. Приморский край еще до начала экономических реформ значительно отставал от среднереспубликанских показателей по обеспечению населения учреждениями социальной сферы. Этот разрыв еще более увеличился в период проведения реформ в результате сокращения инвестиций в непроизводственное строительство и связанного с этим уменьшения ввода объектов. Положение усугубилось еще и тем, что с переходом на рыночные отношения предприятия и организации отраслевых министерств и ведомств прекратили строительство объектов социальной сферы, переложив всю тяжесть решения социальных проблем на плечи администраций муниципальных образований городов и районов края.

При существующих бюджетных отношениях капитальные вложения из краевого бюджета, в основном направляющиеся на строительство объектов социальной сферы, ежегодно сокращаются, а в местных бюджетах подавляющего большинства администраций муниципальных образований городов и районов расходы на капитальные вложения практически не предусматриваются. Из-за недостатка финансовых средств бюджетов всех уровней в настоящее время приостановлено строительство 22 общеобразовательных школ, 12 больниц, пять поликлиник, двух домов-интернатов для престарелых и инвалидов и ряда других объектов социальной сферы.

Президент России В. В. Путин на совещании в г. Благовещенске в июле 2000 года подтвердил значимость программы для Дальнего Востока и заявил о необходимости корректировки и пролонгирования ее заданий на период до 2010 года. Однако правительственные действия по этому вопросу пока не обозначены.

По моему мнению, в основе продолжающихся региональных бед лежат три причины. Первая. Отсутствие государственной экономической политики, в том числе региональной, что недопустимо, особенно если речь идет о развитии стратегических приграничных территорий, при таких соседях, как Китай и Япония. Вторая. Ликвидация системы государственного экономического планирования (речь идет о проблемах развития экспортно ориентированных и импортозамещающих отраслей). Третья. Наше государство, декларируя экономическую стабильность, не управляет рынками наукоемкой и традиционной продукции, а это особенно остро ощущается в регионах, где сама жизнь находится в прямой зависимости от работы градообразующих предприятий оборонно-промышленного, горно-металлургического комплексов, рыбной промышленности, лесной и так далее.

Вывод: только инициативы регионов не могут являться основой для устойчивого экономического развития, нужен комплекс государственных мер для обеспечения государственных интересов России на территориях, а именно создания условий для долговременного развития территории, в том числе по снижению топливно-энергетического дефицита, формированию единого экономического пространства России, развитию взаимовыгодного сотрудничества со странами АТР.

Автор: Светлана ПАРИНОВА, председатель комитета экономики и планирования администрации края