Буераки незаконного леса

Дальнереченский район стал перевалочной базой преступного бизнеса. В конце лета и осенью этого года сотрудниками УБОП, УФСБ по Приморскому краю и группы “Кедр”, входящей в состав оперативной инспекции “Тигр”, был проведен ряд проверок лесохозяйственной деятельности в Дальнереченском районе, где сходятся пути сбыта древесины, добываемой на северо-западе Приморья. Рейды оперативников помогли выявить истинную картину незаконного оборота лесопродукции. А она оказалась вопиющей. Под самым носом у местных властей незаконно заготавливаются и затем продаются ценные породы древесины.

25 окт. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №872 от 25 окт. 2000

Дальнереченский район стал перевалочной базой преступного бизнеса. В конце лета и осенью этого года сотрудниками УБОП, УФСБ по Приморскому краю и группы “Кедр”, входящей в состав оперативной инспекции “Тигр”, был проведен ряд проверок лесохозяйственной деятельности в Дальнереченском районе, где сходятся пути сбыта древесины, добываемой на северо-западе Приморья. Рейды оперативников помогли выявить истинную картину незаконного оборота лесопродукции. А она оказалась вопиющей. Под самым носом у местных властей незаконно заготавливаются и затем продаются ценные породы древесины.

- Мы встретились с главой Дальнереченского района Анатолием Фтодосьевым, - рассказывает руководитель группы “Кедр” старший госинспектор Анатолий Кабанец. – Он нам откровенно заявил, что согласен с тем, что в округе сейчас находится как минимум несколько десятков тысяч кубов незаконно заготовленной древесины. Он также подтвердил наши выводы о том, что десяток китайских фирм скупают за наличный расчет древесину и расплачиваются за нее в основном долларами. О том же, что происходит это от скверного контроля за порядком в лесах района, глава администрации распространяться не стал.

Ночной инцидент

В один из рейдов у оперативников сложилось впечатление, что об их приезде уже знали: часа два-три на дороге стояла мертвая тишина, хотя обычно лесовозы в этом районе проходят с частотой 15-30 минут. Тем не менее инспектора добычу не упустили. При патрулировании дороги Дальнереченск - Ракитное навстречу им двигался лесовоз, сопровождаемый двумя автомашинами, каждая из которых была оборудована рацией. Машина оперативной группы развернулась и поехала следом за ними. Преодолев километров пять, иномарка, ехавшая впереди лесовоза, включив габаритные огни аварийной остановки, затормозила. Остановился и лесовоз. Вторая машина сопровождения - джип “Ниссан-Сафари” - остановилась позади оперативной машины. Сложилась пиковая ситуация. Вид оружия и резко отрицательный ответ на вопрос: “Может, договоримся?” немного урезонили бравых парней далеко не хилого телосложения.

Когда ситуация несколько разрядилась, водитель лесовоза пояснил, что документы на лес у сопровождающих. Сопровождающие: “Мы их не взяли с собой, но они у нас есть”. Решили ехать на КПП Дальнереченска и там все до конца проверить, тем более что лес везли в том же направлении. На КПП водитель “Ниссан–Сафари” представил сертификат за номером АА024076, выданный ОАО “Аргилит” под лесорубочный билет № 39 в квартале 35 Междуреченского лесничества Дальнереченского лесхоза.

Предъявленный сертификат в части перевозимого лесоматериала был не заполнен. Лес же везли не из 39-го, а из 158-го квартала Междуреченского лесничества, но, как следует из справки, выданной лесничим Междуреченского лесничества Виктором Дубилеем, лесосеки в квартале 158 ОАО “Аргилит” в 2000 году не выделялись.

Хочется задать весьма резонный вопрос: откуда у молодых предприимчивых ребят чистый сертификат, если подобные документы выдаются районными властями и строго учитываются? Но похоже, что ответить на него смогут только компетентные органы.

Возникает еще один вопрос: куда же стремился лесовоз без документов на лес? Ведь без них согласно нормативным актам лес можно продать разве что только на дрова. Между тем в лесовозе перевозилась деловая древесина (дуб) в количестве 24 бревен, объемом 17,24 кубометра.

Все дороги ведут на склад

- На рассвете открылась картина, поразившая даже нас, людей, многое повидавших и по роду своей службы занимающихся проблемами, связанными с оборотом лесопродукции, - продолжает Анатолий Кабанец. – Многие подъездные пути вокруг Дальнереченска были буквально забиты дубом, ясенем и кедром. А лесовозы все подходили и подходили.

Так, в присутствии инспекторов на склад временного хранения ООО “Восход” подъехал лесовоз, оборудованный подъемным краном “Урал”, с госномером О495МА. Гражданин, сопровождавший лесовоз на иномарке, предъявил пять сертификатов, выданных Чугуевским лесхозом крестьянскому хозяйству Ильчук. Самый “свежий” сертификат был датирован 25 февраля этого года. Дуб на лесовозе в объеме 8,35 кубометра в количестве 12 бревен был свежезаготовленным, на что указывало состояние бревен – они были грязными, частично обескоренными, со свежими спилами. Совершенно ясно, что этот лес никак не мог быть заготовленным зимой. Рейдовая группа завернула лесовоз на склад МУП “Стелс”, куда сдается незаконно перевозимая лесопродукция.

Интересен еще и тот факт, что лес из Чугуевки везли самой трудной дорогой: Чугуевка – Лесогорье – Мартынова Поляна – Ракитное – Дальнереченск, минуя три перевала. При этом, по словам водителя, машина была якобы без тормозов. А после разгрузки на складе временного хранения МУП “Стелс” этот лесовоз ходко направился за новой партией древесины.

На следующий день рейдовой группе наконец-то удалось получить документы на один из недавно созданных складов временного хранения древесины. Его хозяйкой оказалась гражданка КНР: она представила сертификаты на хранящуюся на складе древесину. Партия леса, что хранилась здесь, насчитывала менее 100 кубов. На фоне десятков тысяч кубометров, лежащих вокруг Дальнереченска, выглядела каплей в море.

Позже на этот склад подъехал лесовоз “Урал” с госномером К501АТ. Он привез дуб. Согласно сертификату за номером АА017894 объем древесины составил 14 кубометров. Пока инспектора проверяли достоверность сертификата в Дальнереченском лесхозе, лесовоз разгрузился и уехал. Чтобы предотвратить хищение леса, оперативникам пришлось опечатать торцы бревен и ждать хозяина. Интересно, что на следующий день явился уже новый хозяин и предъявил на этот лес другой сертификат за номером АА024006. Согласно этому сертификату лес был привезен на автомашине “КамАЗ” с госномером 0121АТ. По данному факту сейчас возбуждено уголовное дело.

В результате трехдневного рейда было задержано три лесовоза, перевозивших дуб. На них было предоставлено 10 сертификатов, но благодаря совместной работе сотрудников УБОП, УФСБ и группы “Кедр” во всех трех случаях было доказано, что лес вывозился и готовился по подложным документам. Возбуждено одно уголовное дело, и сейчас готовятся материалы на возбуждение еще одного. Кстати сказать, в последнее время было возбуждено и несколько уголовных дел в отношении представителей районной власти на местах – председателей сельсоветов. Но о серьезном наказании говорить не приходится – в лучшем случае одних поменяют на других.

Во время проверки использовалась компьютерная техника, приобретенная Всемирным фондом дикой природы (WWF) для борьбы с лесным браконьерством. Все сертификаты были сканированы и внесены в базу данных. Стоит отметить, что сам факт сканирования документов во время проверки, прямо на капоте машины группы “Кедр”, производил неизгладимое впечатление на перевозчиков леса, поскольку всегда считалось, что люди, занимающиеся незаконным оборотом лесопродукции, значительно лучше оснащены технически, нежели те, кто пытается вывести их на чистую воду. В данной ситуации не подготовленными к проверке оказались лесонарушители.

На бумаге леса меньше…

В сентябре во время очередного совместного рейда по Дальнереченскому району оперативникам наконец-то удалось выяснить, что склад временного хранения на территории предприятия “Вогутон-Лес” принадлежит общественной организации коренных малочисленных народностей Красноармейского района “Иман”, которая представила сертификаты на хранившийся на складе лес. Был составлен список сертификатов, два из которых были выборочно сканированы. Прослеживается особенность перевозки и хранения лесопродукции. Так, по сертификату за номером АА022511, выданному Измайлихинским лесхозом на провоз 15 кубометров древесины кедра ПЗБ ПУЛ (производственно-заготовительной базе Приморского управления лесами), сдано на склад 25,06 кубометра кедра. По сертификату за номером АА020215, выданному Измайлихинским лесхозом ООО “Старс” на вывоз 10 кубометров дуба, на склад сдано 19,14 кубометра дуба. Получается явный перебор.

По оперативным данным, в Дальнереченском районе на складах временного хранения некоторые сертификаты превышают объем заявленных лесхозами лимитов отпуска древесины в два-три раза. Выявлена и такая закономерность: древесина, выделяемая для нужд района и частных лиц, продается гражданам КНР за наличный расчет.

Совместная проверка УБОП, УФСБ по Приморскому краю и группы “Кедр”, проведенная в Дальнереченском районе, показала, что разовые рейды не могут сдержать вала незаконной заготовки, транспортировки и перевалки древесины, они приносят только временный результат, и после небольшого затишья незаконный оборот лесопродукции возобновляется.

Здесь необходима ежедневная работа. И у районной администрации есть для этого все возможности. Ведь разрешительные документы на право заниматься лесом выдаются именно в районе. А в состав тех самых специальных контролирующих бригад входят в основном работники районной администрации. На кого же здесь пенять?

-У группы “Кедр” есть конкретные предложения, - подводит итог разговора Анатолий Кабанец. – Во-первых, наладить строгий компьютерный учет за всеми разрешительными документами, выдаваемыми районом лесным коммерсантам, – сертификатами, лицензиями. На складах временного хранения также ввести учет принимаемой и отправляемой древесины. Вся информация должна быть открыта и доступна природоохранным и правоохранительным органам. Во-вторых, создать базу данных лесорубочных билетов, выписанных лесхозами. И эти данные должны предоставляться лесхозами каждые 10 дней. В-третьих, лицензию на вывоз сертифицированной лесопродукции за пределы края выдавать после сверки данных склада временного хранения и лесхоза, выдавшего сертификат. И наконец, на КПП ввести единую форму учета перевозимого леса. Но для этого нужны воля и желание. И прежде всего руководителей Дальнереченского района.

Автор: Александр АЛЕКСЕЕВ, "Владивосток"