Собрались хохол с евреем, немец с татарином…

Завтра во Владивостоке в конференц-зале краевой администрации открывается первый приморский форум “Межконфессиональное и межнациональное развитие: опыт, сотрудничество, проблемы, перспективы”.

25 окт. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №872 от 25 окт. 2000

Завтра во Владивостоке в конференц-зале краевой администрации открывается первый приморский форум “Межконфессиональное и межнациональное развитие: опыт, сотрудничество, проблемы, перспективы”.

В Приморье привычно говорят: край наш изначально многонационален, и живем мы все, к счастью, дружно. В этом не было бы ничего особенного, если бы на пороге третьего тысячелетия мир не раздирали национальные и религиозные противоречия, если бы события в Чечне с трагической ясностью не напоминали: недооценка религиозных вопросов оборачивается кровью. А значит, сегодня стоит не просто, говоря канцелярским языком, “с удовлетворением констатировать” факт мирного проживания, но и предвидеть возможные точки конфликтов и развивать диалог.

Справка “В”. В Приморском крае проживают представители 119 национальностей и народностей, зарегистрированы 224 религиозные организации, объединенные в 30 конфессий.

Нынешний форум – одна из акций 1-го фестиваля национальных культур Приморья, он проходит с прошлого года. В рамках фестиваля уже прошло несколько научных конференций, праздников национальных культур. И вот теперь – форум. В одном зале соберутся представители разных национальных объединений, люди, исповедующие православие и ислам, католики, буддисты, свидетели Иеговы, мормоны, иудеи, последователи веры бохаи и Кришны, лютеране, баптисты и многие другие.

“Любопытны религиозные процессы, происходящие как в России, так и в Приморье, - говорит Анатолий Дмитренко, начальник отдела комитета по делам национальностей и взаимодействию с религиозными объединениями администрации края. – Так, например, на большей части страны по-прежнему ведущие позиции удерживает Русская православная церковь. Второе место по количеству религиозных объединений стабильно занимает мусульманская община России. А вот наибольший рост религиозных объединений наблюдается в протестантских общинах, таких как христиане веры евангельской – пятидесятники, евангельские христиане – баптисты, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы. Возросло и количество приезжающих в Россию миссионеров. Особенно активизировались такие религиозные организации, как Свидетели Иеговы, Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), сайентологическая церковь Объединения. Эти организации обладают высокой степенью организованности и огромными финансовыми средствами.

Кстати, ситуация внутри некоторых религиозных конфессий по стране далека от благодушия. Вот лишь несколько примеров. Мусульманская церковь России разделена на три центра, причем между лидерами управлений мусульман существуют острые разногласия. Приобрел более выраженный характер и раскол внутри иудейской общины, где конкурируют федерация еврейских организаций России и конгресс еврейских религиозных организаций.

В то же самое время Ватикан, укрепляя влияние римско-католической церкви в России, принял решение создать новые апостольские администратуры с центрами в Саратове и Иркутске. Теперь Иркутск – новый административный центр и для приморских католиков”.

Несмотря на то, что Приморье достаточно благополучно в плане межнациональных и межконфессиональных отношений, есть серьезные конфликтные точки и у нас. Причем решение двух проблем из трех зависит от мудрости и дальновидности городской власти.

Прежде всего это затянувшаяся борьба между Владивостокской епархией и администрацией краевого центра, связанная с Покровским приходом. Арбитражный суд Приморского края признал правоту территориальных притязаний епархии. Однако дело передано в федеральный Арбитражный суд в Хабаровске. Трудный вопрос находится на контроле в администрации президента РФ.

Второй нерешенный и постоянно порождающий конфликты вопрос связан с тем, что мусульмане Владивостока вот уже несколько лет требуют у городских властей отвода места под мечеть и мусульманское кладбище. Кстати, проблема также на контроле у президента.

Еще одна точка непонимания: еврейский религиозно-культурный общинный центр во Владивостоке претендует на возвращение из фондов музея им. В.К. Арсеньева двух Тор (Тора – текст учения, написанный вручную на свитке пергамента и считающийся священным для всех верующих иудеев). Торы эти попали в музей на хранение в 50-е годы, по закону являются государственной собственностью и, как утверждают специалисты, не могут быть переданы без решения суда никому.

Словом, участники завтрашнего форума будут обсуждать не только приятные, но и трудные вопросы, пытаясь находить взаимопонимание. Все-таки обсуждать – это не воевать и не митинговать.

Основная же задача форума – найти побольше сфер, где можно дружить, обмениваться традициями, помогать друг другу, работать вместе.

Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"