Личность XX века

В прошлую пятницу с десяти часов утра до пяти вечера в актовом зале Дальневосточного филиала Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов проходила научно-практическая конференция “Формирование личности молодого человека в школе и вузе”.

20 окт. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №870 от 20 окт. 2000

В прошлую пятницу с десяти часов утра до пяти вечера в актовом зале Дальневосточного филиала Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов проходила научно-практическая конференция “Формирование личности молодого человека в школе и вузе”.

В конференции приняли участие цвет питерской профессуры, представители администрации города, краевой думы и профсоюзного движения Приморского края. Основной целью заседания был научно-практический анализ проблем формирования личности и социализации молодого человека в России на рубеже веков.

- Воспитание должно рассматриваться на государственном уровне как одна из важнейших стратегических задач образования, - рассказывает президент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Николай Никандров. - Оно влияет на то, что с нами происходит, ведь ни для кого не секрет, что мы выбираем того на должность главы государства, кого достойны. В последние годы наметилась тенденция к изменению нынешней ситуации в сфере образования. В результате объединения усилий исполнительной и законодательной ветвей власти с привлечением педагогической, научной общественности, профсоюзов разработаны и приняты важные документы, которые определяют основные цели и задачи системы образования, взаимоотношения личности, общества и государства с этой системой. Особо следует выделить государственную “Программу развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы”. Ее целью стало создание необходимых организационных, методических, кадровых и других условий для развития воспитания в системе образования.

Но, как бы там ни было, на сегодняшний день остается очень много нерешенных проблем. Первое - это то, что россияне лишились советской идеологии и не приобрели новую. Второе - несмотря на то, что ЮНЕСКО признала нашу систему образования одной из лучших в мире, качество обучения и успеваемости студентов и учащихся постепенно снижается.

- На сегодняшний день наши вузы, - дополняет ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, доктор культурологических наук, профессор Александр Запесоцкий, - выпускают специалистов, но не профессионалов. Большинство выпускников высших учебных заведений получают теоретические знания, а не практические. Это не дает им возможности трудоустроиться по профессии. Дело в том, что часть университетов и институтов до сих пор живет по старинке, использует выдохшуюся идеологию. Двенадцать лет назад мы все знали, как воспитывать молодежь, тогда была единая идеологическая система, а ныне все рухнуло.

Нынешних студентов, - продолжает Александр Сергеевич, - надо не только обучать и подготавливать по профессии, но и воспитывать. Преподаватели моего университета этим и занимаются. Да, не скрою, в период реформ было много высказываний в адрес системы образования и воспитания, кое-кто из именитых специалистов даже советовал пустить воспитательный процесс на самотек. Но то, к чему это привело, можно видеть сегодня. Кто в сегодняшней обстановке добивается успеха? Пресловутые “новые русские”. У этих ребят есть железная хватка и интуиция. А что имеют новоиспеченные интеллигенты? Неподготовленность к современным условиям жизни. У меня есть один простой пример. Пару лет назад в университет профсоюзов поступил молодой человек из отдаленного региона, через пару недель ему пришлось вызывать в Петербург свою маму. Причина банальна – мальчишка не научился стирать носки. Представляете, насколько он был не подготовлен к жизни вдали от своих родителей?! С тех пор в общежитиях студгородка введен спецперсонал, который учит первокурсников самостоятельности, как-то: готовить еду, стирать белье и содержать комнату в чистоте. Но, обучив студента на начальном этапе пребывания в вузе простейшим элементам самообслуживания, мы помогаем ему стать на ноги в дальнейшем. Судите сами: 96 процентов выпускников гуманитарного университета профсоюзов устраиваются на работу в первый год.

Александр Запесоцкий даже вывел свой жизненный и рабочий тезис: он пытается совместить в современном молодом человеке две грани и создать новый тип личности – делового интеллигента. Сделать это нелегко, ведь не только от преподавателей зависит качественная подготовка специалистов. Человек должен делать свое образование своими руками, ведь вуз - это система взаимных требований. В университете профсоюзов не принято относиться к образованию спустя рукава, культуроцентрическая модель университета, которую создал Александр Сергеевич упорным трудом, ко многому обязывает. Система, совмещающая в себе все самые лучшие черты зарубежных вузов, требует внимательного отношения. Здесь не признают свободных посещений и прогулов, за подобное отношение к учебе можно поплатиться местом в университете. И это при том, что СПбГУП полностью платное учебное заведение.

Владивостокский филиал питерского вуза, на базе которого проводилась научно-практическая конференция, с достоинством встретил своего ректора. Дальневосточное отделение с его 1700 студентами-заочниками в числе первых среди филиалов. В ближайшем будущем планируется начать на его базе и очное обучение желающих. Хотя и сейчас уже в течение двух лет преподаватели отделения ведут набор студентов на очное обучение в центральной альма-матер. А еще года через два у владивостокских студентов СПбГУП будет реальный шанс слушать лекции маститых преподавателей, не выходя из аудиторий, с помощью современных средств коммуникации.

Автор: Ренат ЗАЙНУТДИНОВ, специально для "В" Армен ЗАХАРЬЯНЦ (фото), "Владивосток"