О взаиморасчетах бюджета края с федеральным и межбюджетных отношениях
Характеризуя состояние дел в сфере исполнения консолидированного бюджета и межбюджетных расчетов как с федеральным бюджетом, так и бюджетами муниципальных образований, необходимо учитывать тот факт, что приоритетами в бюджетной политике администрации края в последние два года были и остаются снижение кредиторской задолженности по заработной плате в условиях периодически индексируемых тарифных ставок оплаты труда в бюджетной сфере и обеспечение устойчивого функционирования жизненно важных объектов социальной и хозяйственной инфраструктуры края.
Характеризуя состояние дел в сфере исполнения консолидированного бюджета и межбюджетных расчетов как с федеральным бюджетом, так и бюджетами муниципальных образований, необходимо учитывать тот факт, что приоритетами в бюджетной политике администрации края в последние два года были и остаются снижение кредиторской задолженности по заработной плате в условиях периодически индексируемых тарифных ставок оплаты труда в бюджетной сфере и обеспечение устойчивого функционирования жизненно важных объектов социальной и хозяйственной инфраструктуры края.
Итоги исполнения консолидированного бюджета в 1999 году таковы - по доходам бюджет края исполнен на 9136 млн. рублей, по расходам - 9644 млн. рублей, на 106 с половиной и 83 процента соответственно, по краевому бюджету - на 103 процента и расходам - 81 процент. В 1999 году удалось фактически профинансировать выплаты детских пособий на 139 процентов больше, чем в 1998 году, расходы на здравоохранение, физкультуру и спорт увеличены на 85 процентов, финансирование агропромышленного комплекса увеличилось на 33 процента. Можно отметить и другие положительные тенденции.
За 8 месяцев 2000 года в консолидированный бюджет поступило доходов в сумме 6111 млн. рублей, в том числе собственных - 4129 млн. рублей. Направлено на выплату заработной платы 1761 млн. рублей, или 29 проц. от общей суммы полученных доходов. Ожидаемое исполнение бюджета 2000 года составит по доходам 9753 млн. рублей, по расходам - 10250 млн. рублей.
Эти результаты нас сегодня не обольщают и не радуют. И причин здесь немало.
Во-первых, мы видим ряд нерешенных проблем в экономической и предпринимательской сферах, есть резервы в углублении налогового администрирования и некоторые другие меры. Консервация основных фондов, предоставление отдельным категориям производителей налоговых льгот с целью сохранения рабочих мест и предприятий в целом, естественно, не самым лучшим образом сказываются на пополнении доходных статей бюджета. Во-вторых, действующая на протяжении последних трех лет методика расчета доли субъекта федерации в федеральном фонде финансовой поддержки регионов из федерального бюджета продолжает оставаться достаточно несовершенной - за базу расчета доходной части каждого субъекта федерации берется так называемый налоговый потенциал - идеализированная величина, означающая 100-процентную собираемость налога, что абсолютно нереально на практике.
По расчетам крайфинуправления, сделанным на основе данных отчета УМНС "О налогооблагаемой базе" по каждому конкретному виду налога, налоговый потенциал края на 2000 год составил 9030,6 млн. рублей, между тем расчет Министерства финансов РФ осуществлялся по методике исходя из суммы 10,7 млрд. рублей, то есть разрыв между реальной суммой доходов с учетом фактической собираемости 76 процентов и расчетной по потенциалу фактически не имеет источников покрытия. Это приводит к нарастанию кредиторской задолженности как по краевому бюджету, так и бюджетам муниципальных образований. Ведь в любом случае и краевая, и муниципальная администрации вынуждены для поддержания жизнедеятельности учреждений социальной сферы (капитальный ремонт, приобретение расходных материалов, пособий и оборудования) отвлекать средства от текущих расходов на заработную плату для этих же учреждений.
Значительный рост кредиторской задолженности по коммунальным платежам учреждений, финансируемых из краевого бюджета, произошел в 1997 году, так как из-за применения примитивной схемы оказания финансовой помощи в 1996 году край оказался без федерального трансферта. В результате за период с 1 января 1997 г. по 1 января 1998 г. кредиторская задолженность по коммунальным платежам выросла с 183 до 407 млн. рублей, а рост задолженности по заработной плате удалось погасить только за счет заемных средств из федерального бюджета, обслуживать которую администрации края приходилось весь 1999 год. А кредиторская задолженность по заработной плате составляла 600 млн. рублей, то есть около пяти месячных фондов оплаты труда.
Наряду с этим нам также удалось полностью погасить долги прошлых лет по ссудам в объеме более 300 млн. рублей. Текущая задолженность по ссудам сельхозтоваропроизводителям сегодня составляет лишь 15 млн. рублей.
На сегодняшний день сложилась большая напряженность по выплате детских пособий, подготовке предприятий ЖКХ к отопительному сезону, реализации ряда федеральных законов, обеспечивающих поддержку отдельных категорий населения, исполнение которых передано субъектам РФ без источников финансирования (льготы по коммунальным платежам военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов) или с недостаточным объемом финансирования (закон РФ "О ветеранах").
Ситуация усугубляется неослабевающими неплатежами ряда крупнейших компаний ТЭКа, расположенных на территории края. Например, по состоянию на 1 сентября 2000 года задолженность в региональный бюджет ЗАО "ЛуТЭК" составила 308 млн. рублей, ОАО "Дальэнерго" - 55 млн. рублей. Но даже в этих условиях следует отметить, что предприятия, вырабатывающие тепло- и электроэнергию, являлись крупнейшими налогоплательщиками. Заметим, что в крае до введения в действие Бюджетного кодекса РФ на треть бюджет формировался доходами предприятий электроэнергетики, 22 процента приходится на предприятия транспортного комплекса и порядка 13 процентов - на предприятия пищевой промышленности.
Одним из крупнейших налогоплательщиков, несвоевременно отдающих налоги, остается управление ДВжд - задолженность по налогам на прибыль и подоходному налогу превышает 150 млн. рублей. Между тем вопросы погашения задолженности по налогу на прибыль руководством управления ДВжд решаются крайне медленно. В 1999 году, когда решения принимались и исполнялись без задержек, полученные 100 млн. рублей перечисленными средствами в минувшую зиму помогли прохождению прошлого отопительного сезона. Сегодня же сложные отношения с ДВжд не позволяют нам через механизм финансовой помощи муниципальным образованиям погасить задолженность краевой бюджетной сферы за электро- и теплоэнергию.
Говоря об укреплении вертикали власти, не могу не сказать о низкой исполнительской дисциплине ряда министерств, в том числе Министерства финансов России. Пример тому - апрельское поручение В. В. Путина о выделении бюджетной ссуды для нужд ЖКХ края в объеме 100 млн. рублей. Уже наступает новый зимний период, а администрация края и аппарат президента получают лишь одни отписки по данному поручению. Можно привести и другой пример о взаимной ответственности центра и регионов по своим обязательствам. Еще в апреле финансово-хозяйственную деятельность администрации проверяла Счетная палата РФ, в адрес Министерства финансов РФ по результатам проверки было выдано предписание о доперечислении бюджету края 600 млн. рублей трансферта, недоданных в 1998 году, однако вопрос никоим образом не решается. Но когда край должен федерации, пени и штрафы начисляются весьма исправно.
Но есть примеры конструктивной работы. С учетом наших предложений в проект закона "О федеральном бюджете на 2001 год" включена статья о реструктуризации задолженности по энергооблигациям с просроченным сроком гашения, задолженность администрации края по которым составляет 404,7 млн. рублей. В настоящее время в Минфине России оформлено соглашение о предоставлении администрацией Приморского края гарантий по возврату в федеральный бюджет организациями-заемщиками задолженности по централизованным кредитам, выданным в 1992-1994 годах и начисленным по ним процентам на сумму 11,2 млн. рублей. Отсутствие же до настоящего времени решения о реструктуризации задолженности по ранее предоставленным администрацией края поручительствам Минфину России для обеспечения обязательств ОАО "Дальэнерго" по возврату в федеральный бюджет бюджетных ссуд в условиях неплатежей федеральных потребителей, а эта сумма сегодня составляет свыше 2 млрд. рублей, вынуждает значительную часть средств регионального бюджета предусматривать на обслуживание внутреннего долга края. Вопрос этот актуален еще тем, что с 1 января 2001 года не поступивший в бюджет региона НДС уйдет в федеральный бюджет, и ситуация еще более усугубится.
Сложное состояние исполнения бюджета края не могло не сказаться на бюджетных взаимоотношениях с муниципальными образованиями.
Понимая всю тяжесть с исполнением местных бюджетов, администрация края в сегодняшних условиях не может пойти на увеличение объема финансовой поддержки сверх величины, установленной законом Приморского края "О краевом бюджете на 2000 год".
Для развязки существующих проблем администрация края совместно с администрациями муниципальных образований вынуждена закладывать в свои бюджеты максимальные планы по доходам, тем самым беря на себя непосильные обязательства по обеспечению их выполнения. В этих условиях администрацией края в 1-м квартале 2000 года была завершена работа по инвентаризации ссудной задолженности муниципальных образований перед краевым бюджетом по состоянию на 1 января 2000 года, и в срок до 1 сентября обслужена просроченная задолженность прошлых лет по состоянию на 1 января на сумму свыше 182 млн. рублей.
Для досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности администрацией края в 1994-1995 годах были получены средства из федерального бюджета на возвратной основе под
1/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ в сумме 145,9 млн. рублей. За период с 1994 по 1999 год задолженность края по полученным средствам уже составила 436,7 млн. рублей, то есть увеличение долга произошло за счет начисленных процентов на сумму 290,8 млн. рублей.
Администрация края неоднократно обращалась в правительство РФ, соответствующие федеральные органы государственной власти РФ с просьбой о реструктуризации задолженности с частичным списанием не имеющей источников возврата задолженности, которая была выявлена в результате проведенной муниципальными образованиями северных территорий края инвентаризации.
В настоящее время между Минфином России и администрацией края оформляются два соглашения: о передаче в управление администрации края средств федерального бюджета на сумму 145,9 млн. рублей (основной долг) и передаче в собственность начисленных процентов в сумме 290,8 млн. рублей, что уменьшает государственный долг Приморского края.
Не пытаясь перекладывать бремя ответственности за состояние дел в крае на кого-либо, еще раз остановлюсь на ключевых проблемах бюджетной сферы Приморья:
1. Выполнение Министерством финансов РФ представления Счетной палаты России по результатам проверки администрации края в апреле т. г. о доперечислении бюджету края свыше 600 млн. рублей;
2. Погашение федеральными министерствами и ведомствами задолженности по коммунальным платежам подведомственными учреждениями, организациями, предприятиями;
3. Включения в инвестиционные намерения федерального бюджета продолжения строительства Уссурийской ТЭЦ в объеме не менее 65 млн. рублей в год;
4. Приостановка не обеспеченных реальным финансированием федеральных законов;
5. Реструктуризация либо пролонгация поручительских обязательств администрации края по ОАО "Дальэнерго" и СЭЗ "Находка".
Думаю, в этих постановочных вопросах есть общие проблемы и для регионов, и России в целом.
Автор: Александр КУЗИЧ, вице-губернатор края