Ярославский ГОК: полвека в строю
...Конец сороковых годов. Страна испытывает острую потребность в цветных металлах. Широко ведутся геологоразведочные работы, в том числе и здесь, на Дальнем Востоке. Поиск приносит успех. В 30 километрах от Хороля, возле села Вознесенка, геологу Михаилу Материкову удается обнаружить оловорудное, а затем и плавикошпатовые месторождения.
...Конец сороковых годов. Страна испытывает острую потребность в цветных металлах. Широко ведутся геологоразведочные работы, в том числе и здесь, на Дальнем Востоке. Поиск приносит успех. В 30 километрах от Хороля, возле села Вознесенка, геологу Михаилу Материкову удается обнаружить оловорудное, а затем и плавикошпатовые месторождения.
Октябрем 1950 года датируется постановление Совета министров СССР “О мерах по развитию оловорудной промышленности в 1950-1955 годах”, на основании которого Министерство металлургической промышленности СССР принимает решение о строительстве Ярославского оловокомбината. В июне 1957 года новое предприятие выдает первую продукцию. Название Ярославский получает и поселок его первостроителей...
Так начинался ЯГОК, или, как сейчас он полностью именуется, открытое акционерное общество “Ярославский горно-обогатительный комбинат”. За свою полувековую историю суждено было предприятию пережить и небывалые взлеты, и оказаться у той черты, когда вряд ли бы кто дал гарантию, что доживет оно до своего юбилея. Но продолжим экскурс в прошлое.
Первый удар металлургам пришлось пережить уже в 1960 году. Буквально весь поселок потрясло известие, что запасы олова не подтверждаются и комбинат на грани остановки. Ситуацию спас сам по себе печальный факт - разрыв отношений с Китаем, основным поставщиком плавикошпатового концентрата для алюминиевой промышленности страны. Исходя из этого, Дальневосточный совнархоз принимает решение перепрофилировать Ярославский оловорудный на выпуск плавикошпатового концентрата из руд Вознесенского месторождения.
Это был титанический труд - в течение года произвести реконструкцию и ввести в эксплуатацию первую очередь обогатительной фабрики мощностью в 165 тысяч тонн концентрата, и 10 июля 1964 года смена мастера Владимира Шипилова выдала первую продукцию. В этом же году комбинат получает свое сегодняшнее название - Ярославский горно-обогатительный.
В 1966 году в эксплуатацию вступает вторая очередь флотации. А чтобы в совершенстве освоить технологию обогащения, определить оптимальный подбор реагентов, была построена небольшая опытная обогатительная фабрика, которая себя полностью оправдала и помогла комбинату выработать свою “школу” обогащения руд.
В связи с развитием алюминиевой промышленности потребность в плавиковом шпате резко возрастает. И вот Минцветмет СССР дает задание институту “Сибцветметниипроект” определить возможности по доведению мощности фабрики по переработке руды до 1,5 миллиона тонн в год. Вновь широким фронтом разворачиваются строительно-монтажные работы, и к 1 января 1988 года фабрика выходит на проектную мощность. Этот год ознаменовался также наивысшим выпуском плавикошпатового концентрата - 342 тысячи тонн.
Планомерно велось переоснащение комбината новой техникой и оборудованием. Так, приход 27- и 42-тонных самосвалов марки “БелАЗ” позволил увеличить производительность труда на вывозке руды и вскрыше в 10 раз.
За это время преобразился и поселок. Появились в нем новые школы, детские сады, дом культуры, целые улицы многоэтажных домов. ЯГОК построил отличный спортивный комплекс, санаторий-профилакторий “Флюорит”, гостиницу. Казалось, ничто не может остановить это поступательное движение.
Но наступили перестроечные времена, и благополучие комбината, а значит и поселка, стало таять на глазах. Задержка платежей, несовершенство налоговой системы, либерализация цен поставили предприятие в сложнейшее финансовое положение.
Если в пору своего расцвета Ярославский ГОК обеспечивал до 90 процентов потребности в плавикошпатовом концентрате алюминиевой, химической и металлургической промышленности России и СНГ, то начиная с 1994 года объемы производства стали резко падать, а затем почти два года комбинат находился в простое из-за отсутствия покупателей.
Высокие тарифы на электроэнергию и перевозки концентрата по железной дороге на Урал и в Сибирь, где находятся его основные потребители, а также поставки концентрата по демпинговым ценам из Монголии и Китая сделали продукцию комбината неконкурентоспособной. Именно эти две страны стали хозяйничать на российском рынке, что и заставило предприятие в конце концов остановить производство. Без работы осталось около 2 тысяч человек, а без средств к существованию - чуть ли не весь поселок, так как комбинат является градообразующим. Подорван был и бюджет района.
В феврале 1997 года Арбитражный суд Приморского края назначил меня арбитражным управляющим ОАО “Ярославский ГОК”. Крепко пришлось подумать, прежде чем принять этот пост. Поднять такую махину, взять на себя судьбу его коллектива - ответственность огромная. Но обнадежила поддержка металлургов, полное взаимопонимание с руководством комбината, костяк которого составляли грамотные специалисты и хорошие хозяйственники. Всем нам предстояло проявить несгибаемую волю и вместе с тем умение идти на компромиссы, чтобы пробивать наши вопросы в высших эшелонах власти.
На первоначальном этапе был составлен план внешнего управления, намечалось осуществить 26 мероприятий, при условии реализации которых обеспечивалась нормальная жизнедеятельность комбината. Руководством ЯГОКа при участии Российского центра содействия иностранным инвестициям при Минэкономики России был разработан бизнес-план по выходу из кризисного состояния и обеспечению устойчивого развития комбината. В нем были изложены стратегические цели, обоснованы меры государственной поддержки.
Финансово-экономическое положение комбината и меры по выводу его из кризиса были рассмотрены на заседании комиссии правительства РФ по оперативным вопросам, на котором было принято решение внести в правительство РФ предложения, направленные на создание благоприятных финансово-экономических условий, необходимых для возобновления производства. Выйти на столь высокий уровень помогла поддержка губернатора Приморского края
Е. Наздратенко, краевой и районной администраций, думы Приморского края, полномочного представителя президента, депутата Госдумы. С февраля 1997 по март 1998 года в правительство и различные министерства ушло более 90 писем, касающихся разрешения кризисной ситуации, более 400 суток составил общий срок наших служебных командировок.
При внешнем управлении к концу 1997 года удалось обеспечить техническую подготовку комбината к пуску, и 5 января 1998 года после двухгодичного простоя он возобновил работу.
Эта дата стала вторым рождением комбината. Более 1500 человек вернулись на рабочие места и выпустили 111 тысяч тонн концентрата. Удалось погасить задолженность по зарплате, перечислить более 11 миллионов рублей налогов и взносов.
Краевая администрация постоянно держала ситуацию на контроле. Эффективными мерами по стабилизации работы ЯГОКа стали отсрочка по уплате налогов в территориальный бюджет, частичные льготы по энерготарифам. На федеральном уровне были предоставлены льготы по железнодорожным тарифам.
Целая битва разгорелась вокруг таможенных пошлин на импортный концентрат. По нашему мнению, против комбината проводилась экономическая диверсия. Мы активно ставили вопрос об их введении, но государственные чиновники ответили нам восьмимесячной волокитой. В конце концов было подписано соответствующее постановление, но и оно проблемы не решило: пошлины вводились лишь на 6-месячный срок и не распространялись на Монголию. И только правительство Путина ввело 15-процентные таможенные пошлины на постоянной основе, но этого, к сожалению, недостаточно.
Арбитражный суд Приморского края, исследовав отчетные материалы по внешнему управлению, продлил его срок до 22 сентября 2008 года под поручительство администрации Приморского края.
Как бы трудно ни приходилось в эти годы, мы старались не стоять на месте, развивать производство. Надежды металлургов возродил мирный взрыв, ознаменовавший открытие нового, Кировского карьера. После длительного простоя была запущена I очередь дробильного отделения и III очередь обогатительной фабрики, где кроме основной продукции выпускается новая - цинковый концентрат. И хотя сегодня жизнь комбината еще не вошла в свое обычное, докризисное русло, можно уже вести разговор о дальнейших перспективах.
Основным направлением по-прежнему остается совершенствование технологии производства флюоритового флотационного концентрата. Программой развития комбината до 2008 года предусматривается рост его производства до 250 тысяч тонн в год. С целью снижения себестоимости продукции и улучшения ее качества намечен ряд мероприятий. Так, с институтами “Гинцветмет” и ООО “Эконат” заключены договоры на проведение исследовательских работ по применению новых, более дешевых реагентов, улучшающих качество концентрата и повышающих извлечение флюорита.
В 2001-2002 годах планируется реконструировать и ввести в действие четвертую по счету секцию флотации, что позволит резко увеличить выпуск концентрата.
Вторым стратегическим направлением является производство брикетов. Их выпуск должен достигнуть 100 тысяч тонн в год. На разработку технологии, проекта и поставку оборудования заключено соглашение с американской компанией.
Еще одно направление - развитие производства цинкового концентрата. Запасы данного вида сырья составляют около 3 миллионов тонн, что позволит выпускать его в течение пяти-семи лет. В 2000 году мощность установки по его производству доведена до 3 тысяч тонн в месяц, а общее годовое производство - до 18 тысяч.
Более отдаленная перспектива связана с вовлечением в переработку больших запасов других минеральных ресурсов. В первую очередь - это танталониобиевые руды Пограничного и Вознесенского месторождений, расположенные вблизи от поверхности (70-150 метров). Они могут отрабатываться карьером параллельно с добычей флюоритовых руд. Данная залежь является более перспективной, чем аналогичные в России и за рубежом. Во-первых, потому, что расположены в экономически развитом районе. Во-вторых, они представляют собой попутное сырье при добыче флюорита и обогащаются по простой магнитно-гравитационной схеме.
Реальным является возобновление производства бериллиевого концентрата. Значительные запасы бериллия в недрах и хвостохранилищах позволяют перерабатывать его по простой флотационной технологии, использовавшейся на комбинате до 1973 года.
Не забываем мы и о том, что ЯГОК начинал свою деятельность как оловокомбинат, в недрах сохраняются значительные запасы оловянных руд, а потому сейчас рассматривается вопрос и о возобновлении производства оловянных концентратов.
Мы понимаем, что борьба за выживание комбината еще не закончена и на пути к стабилизации его работы преград по-прежнему немало. Минэкономики РФ не выполнило поручение правительства по оказанию финансовой помощи комбинату. Минфин не предоставил отсрочки по платежам в федеральный бюджет и не до конца решил вопрос о компенсации расходов, понесенных предприятием на содержание социальной сферы. Не приняты меры по выводу комбината на федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ).
И тем не менее мы не теряем оптимизма. Сегодня, поздравляя коллектив ОАО “Ярославский горно-обогатительный комбинат” с 50-летием и адресуя ему самые добрые пожелания, я верю, что мы выстоим, добьемся новых побед.
Автор: Виктор КОРШУНОВ, кандидат технических наук, академик МАМР, арбитражный управляющий ОАО "Ярославский горно-обогатительный комбинат"