“Корейская война” по-китайски
…Оборванный, с перепачканным пороховой гарью лицом американский генерал, потерявший из виду своих солдат, контуженый и обессиленный, почти месяц проплутавший по территории противника, в изнеможении прислонился к стволу дерева. Через несколько минут его возьмет в плен корейский патруль…
…Оборванный, с перепачканным пороховой гарью лицом американский генерал, потерявший из виду своих солдат, контуженый и обессиленный, почти месяц проплутавший по территории противника, в изнеможении прислонился к стволу дерева. Через несколько минут его возьмет в плен корейский патруль…
Эпизод 1-й:
как русский режиссер стал американским генералом
После того как художественному руководителю Приморского театра кукол заслуженному артисту России Виктору Бусаренко предложили сниматься в 30-серийном телевизионном фильме “Корейская война”, он прочно засел за книги. Все, что можно было добыть в библиотеках об этом в общем-то не афишируемом в России историческом эпизоде, Виктор Васильевич “переваривал” относительно своей роли – американского генерала Дина, командующего дивизией, которая входила в состав вооруженных сил ООН и первой оказалась на территории Кореи.
Корейская война началась летом 1950 года. Участники – Северная Корея, Россия, Китай в виде миллионной армии добровольцев. С одной стороны. С другой – Южная Корея и США вместе с войсками ООН. Мир считал, что войну развязали коммунисты, пытаясь расширить пространство соцлагеря. Мы, как всегда, винили американцев. Длившаяся три года, кровопролитная война закончилась мирным договором. 38-я параллель была сохранена в неизмененном виде. А могло бы быть страшно – наличие ядерной бомбы как вида оружия, численность китайской армии. В общем, третья мировая...…
Можно было, конечно, и не читать никакого исторического материала – на этот раз режиссер Бусаренко выступал в чистейшем амплуа актера - “улыбка, камера, снимаем”. Но что ты будешь делать с русским менталитетом – не может наш актер творить тупо!
- Хотелось знать, во что играем, - поясняет Виктор Васильевич.
Эпизод 2-й: снимается кино
Еще во Владивостоке каждый день Виктор Бусаренко вскакивал с постели ни свет ни заря, чтобы принять холодный душ и сделать зарядку, а то и пробежать к морю. А как вы хотели - американский генерал не может быть в плохой форме.
- Я же боевой генерал, а не штабной, - гордо говорит он. - Мне даже очки пришлось заменить на линзы - у боевого генерала не может быть плохое зрение.
Пребывание в Даляне, где, собственно, и проходили съемки, началось с презентации: все знакомились со всеми. Словом, хорошая такая тусовка, на которую актеры явились в съемочных костюмах. Прохаживаясь по павильону со стаканчиком какого-нибудь (по желанию) напитка, генерал МакАртур чинно здоровается с генералом Кларком.… А вот и наш генерал Дин рядом c Эйзенхауэром, без пяти минут президентом США. Парадная сторона “дела” сильно отличалась от повседневной. В картине много эпизодов боя, которые снимались на полигоне китайской армии на окраине Даляня – овраги, леса, поля, взрывы гремят, танки стреляют, словом, натуральные военные условия. Нагрузки на актеров – будь здоров. Начало съемок в 9.00. И, как говорят в армии, дотемна. Основная задача – дождаться своего часа, то бишь своего эпизода. Актеры под палящим солнцем вживаются в образ, ходят, курят, обмениваются репликами на китайско-англо-русском языке. Зато потом выдают по полной схеме. Кстати, мастерство наших актеров (а в съемках кроме Виктора Бусаренко участвовали Виктор Галкин, художественный руководитель Камерного театра драмы, и Виктор Тютюнник, актер театра ДВО) вызвало законное восхищение иностранных коллег и режиссеров. Сильна школа Станиславского! Режиссер задавал только общую мизансцену, оставляя актеру остальное. Ну с боевыми сценами все понятно – беги туда, стреляй сюда. Крупные планы сложнее. Хотя Виктор Бусаренко, имеющий большой опыт телевизионной работы, справлялся с этой задачей без труда. Запомнились дикая жара, взрывы, от которых постоянно закладывало уши. А вот - из забавного. Генерала Дина снимают крупно. Он обращается к молоденькой американской журналистке: “Милая леди…...”
Лицо. Очень крупно. Уставший взгляд мужчины, знающего войну. В этот момент напротив сидит суровый китаец и говорит: “Работай на мой нос”.
Бусаренко расхохотался - разумеется, сцену пришлось переснимать.
Кстати, русские, американцы и китайцы работали в абсолютно одинаковых условиях. Не было индивидуальных фургончиков с душевыми и прочих удобств. Все как миленькие ели китайский рис и терпели китайский зной. Отличие было лишь в одном – труд американских актеров оплачивался несоизмеримо выше, и условия контракта выполнялись неукоснительно. С нашими все было несколько иначе...…
Эпизод 3-й: интерпретация правды
Во Владивосток участники “Корейской войны” вернулись позже оговоренного срока. Съемки в иностранной ленте их не особенно обогатили. Виктор Васильевич считает, что несколько высокомерное отношение к русским – это прежде всего отношение к стране. Дескать, вам и так сойдет. И хотя углубляться в коллизии взаимоотношений Китая и России не являлось задачей нашей беседы, от неких рассуждений не уйти.
К постановке картины китайский режиссер Ли Ченхуан подошел очень серьезно. Бюджет фильма составляет 7 млн. долларов. Заняты более 300 актеров, вместе с массовкой – более 1000. Китайцы дотошно готовились к съемкам, пытаясь соблюсти детали внешнего антуража. Достаточно сказать, что актеров подбирали по внешнему сходству: Виктор Бусаренко поразительно похож на генерала Дина.
Но вероятность увидеть фильм в России чрезвычайно мала. Хотя переговоры о покупке ленты шли с НТВ, и копия была обещана Институту международных отношений ДВГУ. Но скорее всего нам обидно будет платить деньги за то, в чем роль России практически сведена к нулю. Увы, такова реальность. Сегодня не учитывать роль вчерашней сверхдержавы гораздо проще, чем, к примеру, 20 лет назад. Зато Китай преподнес себя во всей красе. Объективная реальность.… В чем-то виноваты мы сами. Половина студентов Восточного института ДВГУ, приглашенных на съемку массовки, практически сразу была отправлена назад во Владивосток, столь разболтанно и хамовито они себя вели - трудно уважать страну, граждане которой сами себя не уважают. Это лишь маленький пример. А вот еще один. Полигон, на котором проходили съемки, построили в свое время русские, но сейчас практически не осталось и следа их пребывания. Хотя в Даляне можно запросто встретить китайца, который обратится к вам: “Товалиса, учимся революции…”, в общем, хорошо просматривается хозяйский прищур. Впрочем, не только в Даляне. А нам остается играть историю в китайском варианте...
Автор: Ольга ЗОТОВА, "Владивосток"