В поисках “золотого хохолка”, или Как воспитать эрудита с достоинством
Сегодня ясно как день: нормальные родители хотят дать своим детям хорошее образование. Наверное, потому надежно работающие школы и школы-новаторы легко набирают полные комплекты классов. Тогда как школы, мыслящие скучно, жалуются на недобор. Вот и бродят нынче искушенные родители по рынку образовательных услуг не хуже, чем по вещевому, присматриваясь к “товару”: “У вас в школе традиционная программа или Занков? А, развивающее обучение… Плюс хореография, французский и теория решения изобретательских задач за свой счет. Согласен. Ну а любить-то моего ребенка будете?”
Сегодня ясно как день: нормальные родители хотят дать своим детям хорошее образование. Наверное, потому надежно работающие школы и школы-новаторы легко набирают полные комплекты классов. Тогда как школы, мыслящие скучно, жалуются на недобор. Вот и бродят нынче искушенные родители по рынку образовательных услуг не хуже, чем по вещевому, присматриваясь к “товару”: “У вас в школе традиционная программа или Занков? А, развивающее обучение… Плюс хореография, французский и теория решения изобретательских задач за свой счет. Согласен. Ну а любить-то моего ребенка будете?”
Полку инновационных программ обучения, в которых детям не только полезно, но и очень комфортно, прибыло: в начальных классах двух владивостокских школ - № 22 и гимназии № 2 второй год работает интереснейшая программа “Сообщество”, продвижение которой в российских школах финансировал фонд Сороса.
Зеленая кошка
- Ребята, мы сегодня много сидели за партами, урок чтения пройдет на ковре. Располагайтесь на своих подушках, спинки прямо. Кто устал, может прилечь. Итак, продолжаем читать и пересказывать сказку. Как вы назвали пятый пункт своего плана? “Пропажа золотого хохолка”. Прекрасно! Какие варианты? Тоже хорошо. Сережа, тебе нравится, как назвала эту главу Алена? Мне тоже кажется, немного завуалирован смысл. Кого мы попросим пересказать? Я с вами совершенно согласна, давайте дадим слово имениннику, он рвется в бой. А теперь скажите, какие бывают литературные герои. Положительные, отрицательные, герои-помощники – умница, Дима, Леша и Маша. А еще? Правильно, нейтральные…
Примерно таков фрагмент урока во 2-м “С” (то есть “Сообщество”) классе 22-й владивостокской школы, ведет который опытный и артистичный учитель Галина Шурло. Класс дружно сидит-лежит на ковре, учитель – не “над”, а рядом, в круге. Ребята придумывают блестящие заголовки к своим главам, философствуют, при этом возятся, болтают ногами, могут встать походить или поиграть машинкой. Галина Филипповна никого не ругает, лишь спокойно замечает: “Коле обидно, что ты его не слушаешь. Твое участие нам очень нужно! Нам всем без твоей помощи никак не обойтись!”
Итак, программа “Сообщество”. “Глобальное ее отличие от всех остальных в том, что здесь идет не просто накопление суммы знаний, а воспитание личности ребенка, - говорит Галина Шурло. - Школьнику в классе свободно и комфортно, учитель не лидер, а такой же собеседник, как ребенок, который советуется с учителем, а учитель советуется с ним”.
Впрочем, что и говорить, в этих экспериментальных классах, как и в тысяче других школ России, учат читать, писать, считать – другого-то не придумано. Но как учат! Мы все знаем: есть космические технологии, технологии строительства или получения фантастических урожаев. Но в мире давно уже есть и образовательные технологии. Как подключить образное мышление, азарт, все виды памяти и просто интерес, чтобы сделать ребенка мыслителем и эрудитом? Да вот как – берите, творческие учителя, внедряйте – тысячи изобретательных методик…
Помню, в одной “средней” школе тестировали шестилеток, и комиссия предложила испуганным ребятам задание: зачеркните картинку лишнего предмета. Предметы такие: стол, шкаф, кровать, окно. Ребенок вычеркнул кровать, потому что у письменного стола, шкафа и окна были ручки, а у кровати - нет. Комиссия строго сказала маме: у вашего ребенка нарушено логическое мышление, лишним в списке мебели было окно. Но ребенок-то рассуждал нестандартно, только кто его выслушал?
“Когда я готовлюсь к уроку, то примерно моделирую, как ответят на вопрос мои ребята, - рассказывает другой педагог, работающий по программе “Сообщество” в первом классе, Оксана Филоненко. – И почти всегда моя взрослая логика не совпадает с их, детской, необыкновенно раскованной. Эту раскованность я берегу как зеницу ока. “Почему вы в ряду зеленых предметов оставили кошку?” – удивляюсь. Да потому, что дома у кошки выводили блох, выкупав ее в отваре полыни, и кошка стала зеленой. Ну что тут скажешь?”
Дымковская бабушка, сканер и соседи
Есть в программе “Сообщество” еще один “конек”- проектная деятельность. Простой пример. Во втором классе новая тема: дымковская игрушка. Ребята разбиваются на группы по желанию – выбирают свой “центр активности”. Центр науки подготовит увлекательный доклад об истории дымковской игрушки, в центре искусства сошьют для нее кукольные костюмы, драматический центр сочинит (сами ребята!) сказку-инсценировку и разыграет в ролях, причем маски, костюмы из ватмана и подручных средств для артистов изготовят коллеги из центра искусства. Здесь же прозвучат частушки собственного авторства. А глиняных дел мастера вылепят исследуемый предмет в натуре и разукрасят как положено. Все закончится презентацией проекта, причем под занавес ребятня поводит хоровод, узнав заодно о традициях и культуре наших предков.
- Данил, где ты брал материал для своего доклада?
- Соседи принесли из библиотеки энциклопедию, и я сканировал ее у мамы на работе…
Участие родителей, бабушек-дедушек в проектах и глобальном процессе познания, когда весь семейный клан роется в книгах, не просто не возбраняется, а наоборот, наипервейшее условие “Сообщества”. Мало того, что мамы и папы запросто могут в любой день и час посидеть на уроках, они еще и сами нередко проводят то беседу, то разминку.
“На одном из уроков работали над проектом “Яблоко”, - рассказывает Оксана Филоненко. – Дети в центре языка разобрали слово по составу, в центре науки как биологи со вкусом изучали настоящее яблоко. В центре искусства нарисовали маски и костюмы, в центре драматизации сочинили и поставили сказку. Разве не богат результат: сколько новых знаний плюс навык общения - надо было распределить роли, договориться об обязанностях каждого. Все сделать в темпе и в мире”.
55 способов сказать “Я тебя люблю”
Каждое утро в классах “Сообщества” начинается с десятиминутного сбора: все привычно рассаживаются на ковре и говорят, как провели день, что удивило, огорчило, порадовало. Оказывается, ребенок-то нужен всем не просто как объект, выучивший таблицу умножения, а как человек со всей полнотой его душевного состояния. В первом классе дети сами выбирают, какой урок провести первым, а чем заниматься потом. Кому скучно, могут найти себе другое занятие – порисовать или поиграть. Ребята становятся старше, и их мягко приучают, что надо находить увлекательное в нужном – в математике, в разборе слова по составу, а не только в рисовании и игре. Впрочем, воля к познанию так велика у малышей, что они и сами чаще выбирают, скажем, математику. Или такой предмет: информатика без компьютера. “Он развивает логику и способности к анализу просто на грани фантастики!” - уверяет Оксана Филоненко.
Судите сами: нарисовано много белых и красных цветов. Как определить, каких больше? Посчитать, скажет взрослый. А еще? Соединить белый с красным парами, а какие останутся без пары, тех и больше. Вы бы сразу догадались? А первоклашки моментально.
“Каждый день мы выбираем звезду класса, - рассказывает Галина Шурло. – И среди звезд почти никогда не бывает просто отличников с примерным поведением. Вчера мальчик удивил всех красивой песней. А сегодня другой ребенок сочинил удачное стихотворение. По моим меркам, стих был неуклюжим, но ребятам он понравился, и я не имею права навязывать свою точку зрения. Еще дети сами ставят своим одноклассникам оценки. Пока это сплошные “комплименты”. Но уже ко второму полугодию я научу их критериям справедливых оценок и не сомневаюсь, в интересах своих друзей дети будут реалистичны”.
В классе у каждого ребенка свой “портфель”: там самые яркие работы, чем можно гордиться, – рисунки, стихи. Так здорово похвастать этим богатством перед мамой. А это – тоже для мамы с папой? И для учителя? На альбомном листе памятка: 55 способов сказать ребенку “Я тебя люблю”. Кто больше? “Какой ты талантливый”, “Экстра-класс!”, “Ты одаренный”, “Остроумно!”, “Уже лучше”, “Ты ловко это делаешь”, “Это намного лучше, чем я ожидал”, “Ты просто чудо”. “Ребенок должен быть успешным!” – уверяют педагоги “Сообщества”.
“Программу “Сообщество” нам предложили специалисты центра развития ребенка ДВГУ, - рассказывает Валентина Тимофеевна Нагорная, директор школы № 22, заслуженный учитель РФ, соросовский учитель. – Учителя прошли стажировку в Москве, при НИИ развития образования. Наша школа и гимназия № 2 получили гранты Сороса, на эти деньги мы купили оборудование: регулируемые парты, наглядные пособия. А дальше начались бесконечная учеба, обмен опытом, открытые уроки. Каждый класс “Сообщества” предполагает создание маленькой модели гражданского общества, где ученик, учитель и обязательно родители вместе двигаются к цели, где каждый уважает друг друга, умеет выслушать, понять другого человека, ценит свое и чужое достоинство”.
Я сидела на уроках, и порой мне казалось, что программа “Сообщество” - это большая, искренняя игра взрослых с детьми в достоинство и уважение (“Не была бы ты так любезна, Настена, сказать, сколько будет шестью девять”). В науку. В философию. Игра, в которой не бывает окриков, сюсюканья, унижения и действий строем. Игра, которая вначале слегка нарочито поднимает ребенка и изо дня в день подтверждает: ты индивидуален, ты личность, не похожая на другие, тем и ценен.
Самое интересное, что эти ребята с пол-оборота включаются в игру. Для них она уже не игра, а реальность, без которой они, наверное, не смогут жить.
Автор: Марина ИВЛЕВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"