К неизвестному вернулось имя

В постоянной экспозиции Приморской картинной галереи находится “Портрет неизвестного в шубе” кисти художника-романтика О. А. Кипренского. Он совсем недавно занял почетное место в экспозиции. А до этого более пятидесяти лет находился в фондах как работа неизвестного художника. Работа поступила из Государственной Третьяковской галереи в 1930 г. Вот, пожалуй, и все исходные данные, которые были известны автору статьи.

13 окт. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №866 от 13 окт. 2000

им, как выяснилось, оказался грузинский князь Петр Шаликов

В постоянной экспозиции Приморской картинной галереи находится “Портрет неизвестного в шубе” кисти художника-романтика О. А. Кипренского. Он совсем недавно занял почетное место в экспозиции. А до этого более пятидесяти лет находился в фондах как работа неизвестного художника. Работа поступила из Государственной Третьяковской галереи в 1930 г. Вот, пожалуй, и все исходные данные, которые были известны автору статьи.

Посмотрим внимательно на портрет. Высокий открытый лоб, рано лысеющая голова, длинный тонкий с горбинкой нос, напряженно сосредоточенный взгляд больших темно-серых глаз, светская “дежурная” улыбка, едва касающаяся уголков губ. Одет неизвестный в темно-зеленую шубу с круглым собольим воротником, из-под которого видны белоснежный треугольник жилета и такого же цвета шейный платок, завязанный бантом.

Независимо от того, кем написано это произведение, было ясно одно: портрет выполнен профессиональной кистью.

Работая в экспозиции первой половины XIX века в Государственной Третьяковской галерее, автор статьи обратила внимание на “Портрет Шишмарева” кисти О. Кипренского. По композиции работа была аналогична той, что хранилась в Приморской картинной галерее. После этого “неизвестный” отправился в длительный путь в физическую лабораторию Государственного Русского музея. Портрет исследовался только неразрушающими методами в рентгеновской, ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра, а также под микроскопом. Были обнаружены авторские переписки, в правой половине холста, возможно, изображалось окно. Моделировка лица, деталей одежды, живопись фона, набор пигментов, характер кракелюра позволили подтвердить предположение об авторстве О. Кипренского и даже установить дату написания портрета – 1816 год.

Как только было установлено авторство, работа стала принимать участие в выставках в Москве, Государственной Третьяковской галерее, в Петербурге, в Государственном Русском музее в Киеве и музее Русского искусства. Специалисты по иконографии из разных музеев страны высказывали свои предположения: одним портретируемый напоминал Чаадаева, другим казалось, что изображен иностранец-дипломат, возможно англичанин.

И вот в 1998 г. автор статьи получил письмо от научного сотрудника Е. Перкина, который живет в Москве, а работает в усадьбе А. Т. Болотова Дворяниново Тульской области. Он предположил, что на нашем портрете изображен грузинский князь Петр Иванович Шаликов (1768-1852) – журналист, переводчик, писатель, поэт-сентименталист, издатель журналов “Московский зритель”, “Аглая”, “Дамский журнал”.

А совсем недавно мы получили от Е. Перкина его книгу “Неизвестные” на портретах Кипренского”, где воспроизводится наш портрет. Автор книги выяснил, что Шаликашвили появились в России в 1725 г. еще при Петре I.

П. Шаликов успешно окончил Московский университет, оставил военную службу и посвятил себя изящной словесности. Его друзьями стали И. Крылов, А. Пушкин, Н. Карамзин.

Итак, через 184 года к неизвестному вернулось имя…