Но дерево - не деревянное

Помните легенду об атамане Кудеяре в довольно неуклюжем в смысле поэзии, но сюжетно увлекательном изложении классика Некрасова? “Жили 12 разбойников, был Кудеяр атаман, много разбойники пролили крови честных христиан…” Когда “у разбойника лютого совесть Господь пробудил”, пахан, во искупление грехов, должен был спилить посланное ему свыше толстенное дерево, что он и начал делать в блаженном состоянии душевного подъема.

6 окт. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №862 от 6 окт. 2000

Помните легенду об атамане Кудеяре в довольно неуклюжем в смысле поэзии, но сюжетно увлекательном изложении классика Некрасова? “Жили 12 разбойников, был Кудеяр атаман, много разбойники пролили крови честных христиан…” Когда “у разбойника лютого совесть Господь пробудил”, пахан, во искупление грехов, должен был спилить посланное ему свыше толстенное дерево, что он и начал делать в блаженном состоянии душевного подъема.

Но тут подворачивается под руку тогдашний новый русский с соответствующей философией - и экс-злодей, не сдержавшись, тряхнул стариной. И свершилось чудо - тотчас “рухнуло древо великое”, с честью выполнившее роль посредника между уголовником и богом.

Связь по шкале “человек - растение” замечена давно, и сегодня сделалась предметом научных исследований. Доказано, что растение может чувствовать, по-своему мыслить и способно к общению не только с себе подобными, но и с нами. Фольклор планеты плотно населен “деревьями жизни”. Десятки наследных принцев, в том числе и русских Иванов царевичей и не царевичей, покидая родительский дом, наказывают зорко следить за здоровьем дуба у крыльца во дворе. Крепок и зелен дуб - значит сын благополучен. Пожелтел, привял, а то и набок завалился - с сыном беда, нужно принимать меры.

Из письма Пушкина: “В двух шагах от дома рос молодой кипарис, каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество”.

Что уж там Пушкин. Сядьте в лесу на свежий пень, уйдите на минуту-другую в себя, и руки ваши превратятся в ветки, а пальцы - в листья, и превращение это будет настолько полным, что вы выберетесь из него не без труда и очень неохотно, после чего навряд ли станете без толку топтать зелень. Я уже давно не могу спокойно смотреть на подростков, которые ломают полынь за окном. И на дворника с косой реагирую плохо.

Античный философ Порфирий негодовал: “Почему убить овцу или быка считается большим злом, чем срубить дуб или ель, коль скоро у дерева тоже есть душа?” В древних китайских книгах встречаются записи о деревьях, которые плачут, когда их рубят или жгут. Староанглийские тексты упоминают о некоем эсквайре, не раз слышавшем жалобы дерева под топором дровосека.

У малых народностей, в том числе и у дальневосточных аборигенов, существует масса обрядов, обязательных перед рубкой леса для хозяйственных нужд: дереву, как и предназначенному для охотничьей добычи медведю, объясняют, для чего его намерены изъять из среды обитания, у него просят прощения.

Вам не случалось просить прощения у цветов, собирая их в букет? Мне - да.

Дерево как центр мироздания. Деревья в священной роще. Дерево-близнец, посаженное в день рождения ребенка. Родословное дерево. Стул деревянный, деревянный стол, но дерево - не деревянное, удивительно хорошо сказал поэт.

Люди рано обратили внимание на то, что дерево обладает целительскими способностями. “Подпитывающие” из отечественных: дуб, береза, сосна, акация, рябина, клен, яблоня, каштан, ясень, ива, липа. В группу “отсасывающих” входят осина, ель, тополь, черемуха, ольха. С какими из них вам комфортно?

О первых есть куча мала лирических песен. У некоторых из вторых репутация весьма вампирическая - у осины, например. А ведь ох какое полезное дерево! Избавляет от температуры, лихорадок, судорог и прочих трясучек. Утихомиривает хронически орущего младенца. Да и против злых колдунов средство первостатейное.

Ученые пробуют выяснить, каким путем осуществляются контакты между людьми и растениями. Опыт: шесть человек остаются на десять минут в комнате, где находятся два одинаковых растения. Одно из них кто-то должен сломать. В конце эксперимента к электронному прибору типа “детектора лжи” подключается уцелевшее растение. Шестеро участников опыта поочередно входят в комнату. К пяти из них растение безразлично. А вот на “убийцу” растительный детектор проявляет резко выраженную ответную реакцию. Создается впечатление, что растение вздрагивает от ужаса.

Общение на уровне химической реакции? Или у того же домашнего цветка имеются зрение и слух?

Подобрать себе дружественное дерево в гороскопе друидов сможет далеко не всякий из нас: рекомендованные в талисманы растения порой не вдохновляют. Видимо, причина в том, что друиды, жрецы времен седой древности, жили и творили в местах, от нашего края весьма отдаленных.

А коль уж так сложилось, почему бы нам не уважать все деревья оптом? Весь лес как он есть? При таком раскладе чашей ответной привязанности на пиру жизни нас, ей же ей, не обнесут.