Альтернатива “Ландышу” только одна – разнос радиоактивности по побережью
Принят в эксплуатацию плавучий завод по переработке жидких радиоактивных отходов, который базируется на заводе “Звезда”. Свою оценку этому факту “Московский комсомолец” во Владивостоке” устами своего автора А. Журавлева дал в статье под названием “Ядерная свалка”.
Главный инженер “Звезды” Юрий Шульган, утвердивший как председатель госкомиссии государственный акт приемки “Ландыша”, несмотря на особое мнение двух членов комиссии, считает, что выступление газеты построено на фальсификации общественно значимых сведений и преследует цель психологического давления на жителей Приморья.
“Не решен вопрос о долгосрочном хранении ТРО”, “до сих пор не достроен комплекс береговых и инженерных сооружений, обеспечивающих работу установки”, “жители Большого Камня должны получить социальные гарантии за то, что они будут проживать в непосредственной близости от опасного объекта”, - пишет автор и утверждает, что “Ландыш” не может быть принят в эксплуатацию.
Но вопрос о долгосрочном хранении твердых радиоактивных отходов, образующихся при переработке жидких, решен со стопроцентным запасом. Во-первых, согласно постановлению правительства “О мерах по ускорению утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, выведенных из состава ВМФ, и экологической реабилитации опасных объектов ВМФ” твердые радиоактивные отходы должны передаваться на созданное распоряжением правительства Дальневосточное федеральное предприятие по обращению с радиоактивными отходами.
Во-вторых, еще ранее завод “Звезда” заключил договор с государственным спецкомбинатом “Радон” на захоронение ТРО, образующихся при переработке ЖРО на “Ландыше”.
Плавучий завод “Ландыш” - полностью автономный комплекс и работает без обеспечения с берега, для чего имеет судовую электростанцию, состоящую из четырех дизель-генераторов, цистерны запаса топлива и воды, цистерны ЖРО и очищенной воды, хранилище временного хранения ТРО.
Никаких дополнительных социальных гарантий, кроме установленных российским законодательством в связи с ремонтом и утилизацией АПЛ на заводе “Звезда”, не требуется. На “Ландыше” будет перерабатываться 0,0002 процента радиоактивности от имеющейся на ремонтируемых и утилизируемых на “Звезде” подводных лодках.
Все члены комиссии, состоящей из высококлассных специалистов, ведущих ученых, государственных экспертов, практиков, имеющих многолетний опыт обращения с ЖРО, кроме двух депутатов думы Большого Камня (работника “Водоканала” и бывшего работника технического обучения), подписали государственный акт приемки “Ландыша”.
“Дума против народа” - этот подзаголовок в статье А. Журавлева можно назвать единственно верным в череде подлогов и фальсификации. Но не тогда местная дума была против народа, когда незначительным большинством голосов согласилась с размещением на заводе “Звезда” плавучего комплекса по переработке ЖРО, а когда организовала кампанию по запугиванию людей мифической угрозой “Ландыша”. Экспертиза научно-исследовательского института промышленной и морской медицины, государственная экологическая экспертиза доказали безопасность эксплуатации комплекса для здоровья персонала и населения города и края. Но представители местной думы, “Чести и Родины” и просто “Родины” использовали бессовестный, но беспроигрышный прием, заявив: “Ландыш” – это угроза для жизни.
И теперь дума Большого Камня против народа, когда поддерживает ничем не обоснованное, опровергнутое Госкомитетом по охране окружающей среды “особое мнение” двух членов госкомиссии – депутатов Никитина и Кириенко. Завод “Звезда” работает: ремонтируются и утилизируются атомные подводные лодки, выполняются другие заказы флота, беспрерывно образуются ЖРО, емкости для их хранения переполняются. При этом позиция думы означает одно из двух. Либо она нацелена на то, чтобы остановить завод, прекратить утилизацию подлодок, выгрузку и вывоз с территории Приморского края ядерных отходов (пусть лодки тонут у наших берегов, заражают прибрежные воды, а половина населения Большого Камня при этом пусть остается без средств к существованию, как это было в страшные 96, 97, 98-й годы). Либо придется принимать решение о сливе жидких радиоактивных отходов в море. Но я не сумасшедший, чтобы, имея комплекс, позволяющий очищать ЖРО до чистоты питьевой воды, идти на эти бездумные думские варианты. Именно поэтому я как председатель госкомиссии утвердил акт приемки “Ландыша”, подписанный 90 процентами ее членов.
Еще одна цитата из “МК во Владивостоке”: “Без лишнего шума 13 октября 1997 года подписали документ, разрешающий “Ландышу” разместиться на территории города”.
Установка по очистке ЖРО должна быть на заводе по закону Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды” (“предприятия должны быть обеспечены технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня предельно допустимых нормативов”), а также по постановлению правительства “О мерах по ускорению утилизации АПЛ и надводных кораблей с ЯЭУ, выведенных из состава ВМФ, и экологической реабилитации радиационно опасных объектов ВМФ” (“предприятия обеспечивают сбор и переработку ЖРО на предприятиях”).
Согласно постановлению правительства “О правилах принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения”, принятого в соответствии с федеральным законом “Об использовании атомной энергии”, решение о сооружении объектов, находящихся в федеральной собственности (завод “Звезда” - федеральное государственное предприятие), принимает правительство. Решение же о месте размещения таких объектов принимаются правительством и органами государственной власти субъектов РФ, на территории которых предполагается их размещение. Решение о строительстве комплекса по переработке ЖРО на заводе “Звезда” принято администрацией Приморского края с участием администрации Шкотовского района в феврале 1994 года и правительством РФ в декабре 1997 года. И не в угоду японцам, как тужится представить А. Журавлев, а во имя того, чтобы не допустить слива опасных для жизни ЖРО в нескольких десятках километров от своего дома. Создается впечатление, что автору наплевать на чистоту нашего моря. Но администрации края и населению Приморья не все равно, сливаются ли опасные ЖРО вблизи наших берегов или перерабатываются до безопасного состояния.
“Ядерная свалка… может сыграть очень плохую шутку со всем Приморьем”, - нагнетает г-н Журавлев. Но прежде чем браться за такие серьезные темы, надо бы разобраться в элементарных вещах. ЖРО и ТРО не являются ядерными отходами по определению. Научные организации, имеющие лицензии Госатомнадзора России на проведение исследований, произвели расчет радиационных последствий проектных и запроектных аварий на плавучем заводе “Ландыш”. В результате этих расчетов сделаны следующие выводы:
“Проектные аварии на судне ПЗО не представляют опасности для населения и окружающей природной среды, поскольку последствия аварийных выбросов и сбросов не превышают средних фоновых значений, наблюдаемых в районе бухты Большой Камень”.
“Выбросы радионуклидов в атмосферу, которые возможны при запроектных авариях судна ПЗО, не могут оказать значимого воздействия на население и окружающую среду”.
“После запроектного сброса ЖРО в акваторию бухты Большой Камень среднее значение активности морской воды не превышает предельных допустимых значений. Удельная активность вод, выносимых в Уссурийский залив, не превышает наблюдаемых фоновых значений”.
“Уровень безопасности судна ПЗО полностью удовлетворяет международным и национальным нормам и требованиям, предъявляемым к радиационно опасным объектам подобного класса”.
Но вернемся к публикации, которая утверждает, что “санитарная зона, предусмотренная проектом строительства “Ландыша”, должна составлять от 800 метров до 2,5 км”. Это заявление - просто провокация. Читаем “Техническое обоснование безопасности”: “При возникновении проектных и запроектных аварий на судне ПЗО принимать какие-либо меры по защите населения за пределами санитарно-защитной зоны (существующей) ДВЗ “Звезда” нет необходимости”.
“На переработку в Большой Камень будут свозиться ядерные отходы со всего мира”, - продолжает подогревать общественное мнение А. Журавлев. Во-первых, “Ландыш” не предназначен для переработки ядерных отходов. Во-вторых, завод “Звезда” работает под контролем и надзором Госсанэпиднадзора и Госатомнадзора Российской Федерации в соответствии с выданными санитарными паспортами и лицензиями, а они выдаются на переработку ЖРО в соответствии с проектом. Так что не пройдет спланированная “Московским комсомольцем” во Владивостоке” акция по переработке “ядерных отходов со всего мира”, подкрепленная измышлением о финансировании Америкой строительства установки.
“Последний раз спецсостав зарулил к нам три года назад, а чтобы справляться со всей “радиацией”, он должен приезжать сюда как минимум два раза в год. Оказалось, что железнодорожная линия Смоляниново - Большой Камень изрядно обветшала и не способна выдержать огромный вес спецсостава”, - пишет газета и вновь дезинформирует. Нет, спецэшелон уже в течение четырех лет приходит в среднем два раза в год. Но справляется он не с радиоактивными веществами, а как раз с ядерными отходами, хранящимися не на свалке, а в специально оборудованном хранилище, и приходит спецэшелон не в Большой Камень, а на техническую базу флота, так что состояние железнодорожной линии до Большого Камня пока что к периодичности вывоза ядерных отходов отношения не имеет.
Продолжу цитировать насквозь лживую статью: “Военные сами справляются с проблемами утилизации”; “военные ничего не знают… о желании гражданских помочь им в разделке атомных субмарин”.
Утилизация атомоходов Тихоокеанского флота в Приморье началась в 1989 году, с тех пор произведена разделка двадцати одной АПЛ – двадцать из них разделаны на заводе “Звезда”. И если бы это не было сделано своевременно, то часть из них уже затонула бы и заражала радиоактивностью наши прибрежные воды.
“Нам не нужна установка на заводе “Звезда”, - приводится мнение некоего помощника командира части. Но в Приморье нет, кроме “Ландыша”, установки по переработке ЖРО, которая бы в соответствии с законодательством была сооружена по согласованному всеми органами государственного надзора проекту, прошедшему государственную экологическую экспертизу и которая получит лицензию Госатомнадзора.
Установка военных не имеет законченного цикла очистки ЖРО. С ее помощью в результате переработки жидких радиоактивных отходов получаются те же ЖРО меньшего объема, но более высокой активности. Установка же г-на Сергиенко не продемонстрировала способности очищать отходы от химических примесей. В соответствии же с российским природоохранным законодательством не допускается слив воды с превышением предельно допустимых концентраций, установленных нормативами.
И наконец, дезинформация на десерт: “По некоторым данным, установка до сих пор не доведена до ума: среди рабочих упорно бродит слух, что при переработке ЖРО почему-то выделяется аммиак”.
А на самом деле? На самом деле 8-10 августа этого года государственной приемной комиссии была продемонстрирована очистка ЖРО от радионуклидов до норм радиационной безопасности и от химических примесей, в том числе аммиака до предельно допустимых концентраций. Это подтвердили члены госкомиссии, в том числе два ее члена – депутаты думы Большого Камня, не подписавшие приемный акт. Как мне представляется, по той же причине, по какой появилась на свет сомнительная публикация: чтобы оставить развязанными руки для дальнейших спекуляций по данному вопросу, в том числе и на предстоящих выборах главы администрации Большого Камня.
За что ратует автор, если смотреть по существу? Чтобы не нормализовалась экологическая обстановка в Приморском крае: ЖРО не перерабатывались, ядерные отходы не вывозились, подводные лодки не утилизировались, а через некоторое время стали бы тонуть вблизи наших берегов.
А чтобы прекратить распространение слухов под видом достоверной информации и оградить Дальневосточный завод “Звезда” от потоков лжи, мы намерены защищать его честь в суде.
Автор: Юрий ШУЛЬГАН