Осень мелькающих ценников... В Приморье отмечен рост потребительских цен
Сентябрь… Осень… Но вместо листопада, до которого в Приморье еще добрых месяца полтора, в минувшие два-три дня жители края увидели, как с прилавков начали облетать ценники. Со старыми ценами. И тут же заменяться новыми, уже заметно повысившимися. Чтобы облететь и смениться вновь?
Бензин подорожал
С понедельника на автозаправочных станциях Владивостока появились длинные очереди. Не за дешевым топливом, а за подорожавшими в одночасье бензином и соляркой. Нефтяной рынок в крае уже пару недель был в ожидании. Лишь твердые тарифы "Приморнефтепродукта" сдерживали стоимость горюче-смазочных материалов. Более того, низкосортный бензин марки А-76 в августе даже стал дешевле на 0,2 процента.
Теперь и ведущая в крае компания поменяла ценники. Значительнее других подскочил в цене высокооктановый бензин - сразу на 50 копеек за литр. Теперь АИ-93 продается по 7.50, А-76 по 6.20 и дизельное топливо по 6.50.
На автозаправочных станциях коммерческих структур цены разнятся, но в целом по высокооктановому бензину они больше на 10 копеек. Кстати, в Хабаровске, где имеется собственный нефтеперерабатывающий завод, на АЗС в черте города АИ-93 продается по 7.60 за литр. Здесь подорожание произошло даже раньше, чем у нас.
Перемены вызваны повышением отпускных цен на заводах-изготовителях, рассказали "В" специалисты нефтяного бизнеса. Бензин всех марок, авиационный керосин, дизельное топливо, мазут, битум, масла и другая продукция вдруг разом подорожали на 17-20 процентов. Но и эти предприятия не виноваты. Они работают на давальческом сырье. Если летом нефтяные гиганты продавали им сырую нефть по 3300-3400 рублей за тонну, то теперь они реализуют ее на 500 рублей дороже, не считая транспортных расходов и НДС с акцизами. Крупные корпорации стараются подтянуть цены внутреннего рынка к ценам экспортируемой продукции. Можно не сомневаться, что в конце концов они сравняются, и тогда отечественный потребитель будет покупать бензин или солярку по общемировым расценкам. Следующий рост цен на горюче-смазочные материалы прогнозируют уже в октябре.
Базары на базаре
Главный товар на владивостокских рынках сейчас - овощи. Прошлогоднего изобилия нет – три наводнения уничтожили большую часть урожая. Торгуют в основном крестьяне из районов, которые меньше других пострадали от стихии, – Уссурийского, Михайловского, Октябрьского.
Но даже там дожди и тайфуны сделали свое черное дело:
- Цветная капуста и белокочанная – все на корню сгнило, – жалуется фермер. - Вроде, бывает, вилок стоит, срезаешь его – а там сердцевина черная. Помидоры даже покраснеть не успели, покрылись плесенью. Воды много, до сих пор в поле по колено вязнем.
И все-таки овощи есть. Горожане отовариваются c большими сумками и огромными пакетами – и поесть, и заготовить, закатать в банки на зиму. Что же касается цен… Помидоры от 5 до 7 рублей за килограмм, крепкий сочный сладкий перец – 12, баклажаны тоже разные - от 7 до 12, в зависимости от размера и качества, "второй хлеб" - картошка продается по 5, 6, 7 рублей.
- Дорого! – жалуется большинство покупателей, но берут. Выбора у них нет.
У крестьян иная точка зрения.
- А вы попробуйте сами вырастить да привезти, когда цены на бензин и солярку каждый день растут. Ведь ниже себестоимости отдаем
Действительно, за последнюю неделю стоимость топлива постоянно растет. 10–20 копеек повышения в день за неделю складываются в верный рубль, а это почти 17 процентов. Понятно, что и овощи должны дорожать в таких же пропорциях.
- Не могу понять, - возмущается крестьянин из Уссурийска, - что там, в правительстве, враги сидят? Почему стоимость бензина скачет именно во время посевной и уборочной? Не понимаю я всех этих аналитиков, которые говорят о курсе доллара, о мировых тенденциях… Нефть-то у нас своя?
Многие сельчане уже махнули на все рукой:
- Что толку возмущаться? Нам все равно деваться некуда, нужно продать хотя бы эту малость, что осталась от урожая. Значит, будем брать солярку и по 6.80, и по 7, и еще дороже брать будем.
Цены на овощи пока резко не поднялись, но такой это товар – продавать его нужно быстрее. Не придержишь до тех пор, пока народ привыкнет к новым экономическим реалиям. А вот товары длительного хранения скоро подорожают однозначно. Но, видимо, не резко, а потихоньку. Как и пресловутый бензин. Сначала на 10, потом на 20 копеек, а в итоге – на 20 процентов.
Время затягивать пояса
Чтобы понять, что же происходит и чего же нам ждать дальше, корреспонденты "В" обзвонили маркетологов и аналитиков банков Владивостока. Специалисты по финансам изложили следующую картину.
Накануне окончания сезона отпусков экономические ведомства России подвели итоги первого полугодия. На первый взгляд, все просто лучше некуда: высокое положительное сальдо торгового баланса; быстрый рост валютных резервов; достаточный для выплаты внешнего долга бюджетный профицит. Однако даже скромное нынешнее "благополучие" стоит на удивительно благоприятной, но не вечной конъюнктуре мировых цен на товары российского экспорта и близком к исчерпанию эффекте девальвации рубля. Зависимость экономики от поведения мировых сырьевых рынков и отечественного ТЭКа усилилась и становится угрожающей.
Льющийся на страну дождь никеле-, газо-, нефтедолларов (по сравнению с прошлым годом цены на нефть, нефтепродукты и никель выше в два раза, на газ Европе - в 1,8 раз) никак не сказывается на развитии экономики.
И благодаря советскому наследству и собственному бездействию правительство попало в опасную зависимость от ТЭКа. Доля энергоносителей в общем объеме экспорта выросла с 40 проц. в прошлом до 57,3 проц. в этом году. Если учесть, что доля второй по значимости экспортной группы - черных и цветных металлов выросла до 18 проц., то выходит, что на все остальные виды продукции приходится менее четверти российского экспорта. Банановая республика, да и только.
Усиление зависимости государства от ТЭКа и естественных монополий хорошо видно на примере внутренней тарифной политики. В результате “либерального” отношения правительства к просьбам энергетиков, газовиков, железнодорожников и “Транснефти” повысить тарифы рост цен в топливной промышленности серьезно превышает рост промышленных цен в целом, которые, в свою очередь, растут много быстрее, чем потребительские. И это значит, что скоро (возможно, что именно в эту сентябрьскую неделю) цены на прилавках бросятся догонять их темпы роста. Но вот для роста зарплаты никаких перспектив нет.
Приток валюты в страну и торговое сальдо растут, что ведет к падению курса доллара и укреплению рубля. Это, в свою очередь, приводит к росту импорта, падению экспорта и снижению рентабельности производства. Поскольку укрепление рубля выгодно импортерам и отчасти внутренним производствам, а девальвация - экспортерам и опять-таки отчасти - внутреннему производству, Минфин и глава правительства долго убеждали ЦБ в необходимости продолжить тактику ступенчатой девальвации валюты. Однако тут начинает действовать другой ограничитель - неизбежный при такой тактике рост инфляции. А инфляция политически невыгодна, на что месяц назад указал правительству Владимир Путин.
В итоге точка зрения ЦБ восторжествовала над минфиновской, правда, с некоторыми ограничениями. Реальный курс рубля повышается, хоть и не так сильно, как хотел бы ЦБ.
В итоге и правительство, и ЦБ стоят сейчас перед соблазном эффектно с помощью девальвации рубля использовать нефтедоллары из имеющихся запасов. То есть расплатиться с долгами и по бюджетным обязательствам по цене за доллар не в 30, а в 40 рублей.
И если нам не грозит повтор 17 августа, но с иной датировкой, то только потому, что спекулятивные механизмы сейчас более управляемы, чем в 1998 году, поскольку фактически стали государственными.
В любом случае очевидно одно: время затягивать пояса. Неясно только, с какой скоростью мы будем прокалывать дырки на ремнях…
Автор: Служба новостей "В"