Над всей Ичкерией безоблачное небо
Вместо облаков над Чечней висят клубы дыма от взорванных нефтепромыслов. Массивная по объему и многотонная по массе “вертушка” плавно поднялась над “бетонкой” метров на 30. Затем чуть зависла и тут же рванула в сторону и вверх. Тяжелый армейский вертолет, разукрашенный в “камуфляж”, полетел с гражданского аэродрома под Махачкалой на запад к “Волчьим воротам” в самом центре Чечни и далее на северо-запад к военно-воздушной базе Северо-Кавказского округа в Северной Осетии. “Ми-6” должен был доставить к входу в Аргунское ущелье один из отрядов специального назначения вместе со всем вооружением, боеприпасами и амуницией.
Вместо облаков над Чечней висят клубы дыма от взорванных нефтепромыслов. Массивная по объему и многотонная по массе “вертушка” плавно поднялась над “бетонкой” метров на 30. Затем чуть зависла и тут же рванула в сторону и вверх. Тяжелый армейский вертолет, разукрашенный в “камуфляж”, полетел с гражданского аэродрома под Махачкалой на запад к “Волчьим воротам” в самом центре Чечни и далее на северо-запад к военно-воздушной базе Северо-Кавказского округа в Северной Осетии. “Ми-6” должен был доставить к входу в Аргунское ущелье один из отрядов специального назначения вместе со всем вооружением, боеприпасами и амуницией.
Тут необходимо сделать небольшое разъяснение. Вертолет не только самый дорогой и самый быстрый способ переброски воинских и милицейских подразделений к месту дислокации или в тыл для отдыха. Это еще и самый надежный вид транспортировки. У автомобильных колонн, даже при наличии боевого сопровождения, множество шансов напороться на засаду или фугас, несколько подобных трагедий с гибелью наших ребят уже случилось во время второй чеченской кампании. Но даже если повезет, можно застрять на любом блокпосту. Один из приморских отрядов, возвращаясь с 3-месячного дежурства в Чечне, четверо суток не мог преодолеть такую заставу и ночевал в степи, питаясь сухим пайком, только потому, что не хватало какой-то бумажки. Командир вышел напрямую на местного генерала, но и тот лишь развел руками. Пришлось ждать приезда посыльного.
Путь нашей “вертушки” предстоял неблизкий: нужно было пересечь весь Дагестан и полностью Чеченскую республику туда и обратно. Причем часть полета проходила над горной и лесистой местностью. На эту территорию – особенно в приграничных районах - периодически прорываются боевики. А как известно, некоторые бандформирования имеют в наличии зенитное оружие. Во всяком случае, несколько боевых вертолетов и даже фронтовых бомбардировщиков было сбито. Но даже если бог милует нападения со стороны “чехов”, то нет гарантии, что не начнут стрелять свои. Командир этого “Ми-6” с горечью и юмором поведал журналисту “В”, что несколько месяцев назад нашелся один “классный” стрелок из состава ОМОНа Ингушетии. Он таки попал из автомата Калашникова в двигатель “коровы”, именно так именуют этот вертолет наши офицеры с солдатами в зоне боевых действий. В тот раз пришлось делать экстренную посадку, а потом ремонтироваться. Специального собственного вооружения такая “вертушка” не имеет, поэтому тут все зависит от мастерства летчиков в экстремальных ситуациях да еще от их интуиции.
Административная граница между двумя республиками обозначилась блокпостами с дагестанской стороны. Сверху видно, что перекрыты все подъезды к Чечне. Бетонные блоки белеют на черном асфальте, возле шлагбаумов слегка различимы фигурки охранников. Все. Дальше территория войны. Множество мелочей только подчеркивает разницу между миром и войной. Между Дагестаном и Ичкерией. И в первую очередь изменилась характеристика самого полета. Пилоты стали по возможности избегать зеленых насаждений. Любой лес огибался по дуге большого круга. Там, где полоса леса пересекала маршрут полета и обойти стороной было нельзя, “корова” резко набирала высоту до километра и более. В остальном трасса преодолевалась чуть ли не на бреющем полете.
“Ми-6” также старательно обходил все населенные пункты и держался над водными артериями. Также “вертушка” поднималась высоко в небо, чтобы “перепрыгнуть” гряду холмов (не сопок) и северные отроги Кавказского хребта.
Сразу же бросилось в глаза: земля изранена. То тут, то там в ней нарыты окопы, ходы сообщения, ячейки для ведения огня пулеметчиков и автоматчиков, блиндажи и подобие дзотов. Они прикрывали с юга и востока села, тянулись по полям и вдоль дорог, сохраняли изгибы рек и упирались в мосты. Особенно много их было на возвышенностях. Все господствующие высоты, ныне оставленные боевиками, были превращены в укрепрайоны, причем без связи с соседними территориями. Чем ближе вертолет приближался к горам и “зеленке”, тем больше становилось линий обороны, хотя и брошенных.
В Чечне поля и приусадебные хозяйства обработаны только на севере от Ставропольского края до Гудермеса, в Шелковском и Надтеречном районах. Дальше сплошное запустение. Видно, что люди давно не работали на земле. Только возле аулов кое-где мелькают небольшие участки пашни, засаженные кукурузой и овощами. И хотя мы летели днем, крестьян, то есть женщин, в поле не было видно вовсе. Как мне объяснили, даже созревание урожая не привело к временному перемирию. Более того, боевики настроены категорически против любой работы на земле, боятся, что продукты питания достанутся федералам. Потому и грозят карами местному населению, приходят по ночам к фермерам с угрозами, а на дорогах и полях устанавливают мины и фугасы.
Зато разрушений ближе к горам становилось все больше и больше. На окраинах сел встречаются поврежденные частные дома и надворные постройки, в рабочих поселках чернеют от пожаров и зияют огромными дырами от прямых попаданий 5- и 9-этажные здания. Промышленные объекты, бывшие школы, клубы и детские сады изуродованы войной до неузнаваемости.
Сейчас основные боевые действия ведутся в горах. И даже картинка ближайшей “зеленки” впечатляет. Наша артиллерия и авиация “вырубила” все окружные леса в предгорье, оставляя все меньше шансов для скрытности “чехов”. С высоты птичьего полета прекрасно различимы места базирования танковых, мотострелковых и артиллерийских частей федеральных войск. Вот там движение не прекращается, чувствуется напряжение повседневной обыденности боевых действий. В одном месте с севера на юг в сторону Веденского ущелья двигалась колона бронетехники с мотострелками на борту. Возле Шали активно “работали” гаубицы, пушки и ракетные установки. Над нами проносились штурмовики, которые держали курс на юг, далеко в горы. И стоял непрекращающийся гул канонады, его не мог заглушить и рев двигателя с шумом винтов нашей “коровы”.
После высадки у “Волчьих ворот” отряда “Ми-6” двинулся на северо-запад. Причем Грозный с прилегающими населенными пунктами обошел стороной. Вся северная территория Чечни до Ногайской степи находится в дыму. Горят буровые скважины и самодельные нефтеперерабатывающие заводы. Во время полета мы насчитали 26 таких пожаров. Кое-где горит сама земля, пропитанная нефтью, настолько близко она подступает к поверхности. Причем точки промысла, емкости для хранения черного и зеленоватого сырья, даже подпольные трубопроводы взрывают официальные власти. Тем не менее рядом с уничтоженными точками контрабандной добычи нефти стоят новенькие установки. Они таятся в стороне от дорог, в расщелинах и труднодоступных местах на вершинах холмов. Видно, что силовыми методами этот вид бизнеса не истребить.
А “корова” тем временем приземлилась под Моздоком. Крупнейшую военно-воздушную базу ВВС России на Северном Кавказе окружают четыре линии обороны с полным комплексом защитных сооружений. Причем на внешней стороне в систему охраны входят танки и боевые машины пехоты, минные поля и ряды колючей проволоки, вышки с прожекторами для часовых. Внутренняя сторона ощетинилась дулами зенитных орудий и ракетных комплексов. Ясно, что по земле посторонний попасть на базу не сможет. Сама база в настоящий момент находится на реконструкции, обновляется взлетно-посадочная полоса. Поэтому военный аэродром сейчас используется только для приемки, дозаправки и пополнения боеприпасов лишь боевых и военно-транспортных вертолетов. Кстати, на бетонке среди множества модификаций “Ми” журналист “В” разглядел и одну машину “Ка-50” – грозную “Черную акулу”.
После небольшой передышки и дозаправки “корова” двинулась в обратный путь. Через полтора часа чистого лета воздушная “экскурсия” над Ичкерией и Дагестаном закончилась, вертолет приземлился под Махачкалой.
Редакция "В" благодарит руководителей УВД края и "Дальморепродукта" за содействие в организации данной поездки журналиста газеты на Северный Кавказ.
Автор: Николай КУТЕНКИХ (фото автора), "Владивосток" Дагестан-Чечня-Северная Осетия