Вернуть джинна
Торговая рыночная стихия за несколько лет ничем не ограниченной свободы буквально пошла вразнос. У нее свои полукриминальные правила игры, и никакой закон тут не писан. Легко было выпустить джинна из бутылки, но возможно ли вернуть его обратно?
Торговая рыночная стихия за несколько лет ничем не ограниченной свободы буквально пошла вразнос. У нее свои полукриминальные правила игры, и никакой закон тут не писан. Легко было выпустить джинна из бутылки, но возможно ли вернуть его обратно?
Мнения на этот счет разные. В руководстве торговли края есть и такое: необходимо запретить стихийное создание оптовых звеньев и мелкорозничной сети. Довольно эффективные рычаги по прекращению деятельности предприятий, нарушающих правила торговли и другие нормативные акты, у контролирующих органов есть, но для этого проверки должны проводиться планомерно и регулярно. Однако беда в том, что зачастую даже проверяющие, наделенные большими полномочиями, не могут найти концов. Перед приходом комиссии как по команде сворачивается торговля, продавец не может показать никаких документов, потому что "они у хозяина", а тот же директор рынка на поверку ни за что не отвечает, так как под его крышей торгуют многочисленные арендаторы.
Административные меры, естественно, не должны сбрасываться со счетов, но даются они слишком большой кровью. Это ярко продемонстрировал недавний конфликт вокруг продовольственного рынка "Слобода" в районе Баляева. Дело даже не в том, по какой причине была сделана попытка закрыть его, показателен итог с бурными "митингами", грозными письмами в адрес средств массовой информации, потоком "народного" возмущения.
Государству теперь очень сложно отвоевывать у торговой стихии, зачастую мафиозной, позиции, отданные когда-то за просто так. Уже несколько лет Госдума не может принять федеральный закон об оптовых продовольственных рынках. Лоббируются чьи-то интересы? В Приморском крае такой закон вступил в силу, и уже началась работа по его реализации. Это попытка ввести государственное регулирование деятельности оптовых продовольственных рынков, обеспечить правовые гарантии участников самого, пожалуй, важного торгового звена. По сравнению с революционным способом вторжения в сложившиеся отношения, секторы рынка и распределенные уже сферы влияния предлагается эволюционный путь, который обещает поэтапное решение проблемы. Будем надеяться, что пусть медленно, зато верно.
Правила игры диктует государство
Краевой оптовый продовольственный рынок – это совершенно новая модель. Его работу нельзя представить по аналогии с действующими сейчас базарами, величающими себя оптовыми. Базы, существовавшие до перестройки, скорее выполняли роль специализированных хранилищ, и этот пример тоже не дает представления о создаваемой структуре.
Недавно главный специалист комитета по торговле и бытовому обслуживанию администрации края Галина Зверева и заместитель директора Приморской продовольственной корпорации Владимир Абраменко побывали в Барнауле, где ОАО "Оптовый продовольственный рынок Алтайского края" (ОПРАК) существует уже пятый год. Учредителями его являются комитет по управлению имуществом и краевое унитарное учреждение "Алтайагропрод" (аналог нашего ГУ "Приморская продовольственная корпорация"), т. е. 100 процентов акций находятся в собственности государства. По закону Приморского края и у нас такая организация должна создаваться в форме открытого акционерного общества или унитарного государственного предприятия и иметь в уставном капитале долю государственной или муниципальной собственности не менее 51 процента. Только так можно добиться права диктовать свои условия. Не исключено, что и в области ценообразования.
Не надо думать, что вся выращенная и предназначенная для продажи картошка или выпущенные заводом консервы должны быть привезены на рынок. Главное место тут – не склады и холодильник, а торговый зал, где создаются необходимые условия для того, чтобы облегчить заключение сделки между агентом товаропроизводителя и представителем торговой фирмы. Они предполагают не только оснащенность компьютерами и телефонами, но и чисто бытовой комфорт для приезжего человека. Должна также предоставляться возможность для аккредитации банков, страховых компаний, размещения представителей контролирующих органов. Обязательно организуется экспертиза качества товаров, реализуемых на рынке.
Розничная торговля не разрешается, но мелкооптовая – пожалуйста. По единому дизайну оформляются торговые места фирм - участников рынка, где представлены образцы продукции. В Барнауле арендная плата не менялась с августа прошлого года. А стабильность – великое дело. Неудивительно, что площади алтайского оптового продовольственного рынка активно расширяются. Он имеет уже около 200 постоянных участников, еще 200 подали свои заявки и ждут ввода в эксплуатацию помещений, которые сейчас реконструируются.
Денежные потоки – как на ладони
Одна из главных целей создания такой структуры – легализация товарно-денежных потоков. При наличном расчете продажа осуществляется строго через кассу, при безналичном – с обязательной выпиской счета-фактуры. На алтайском рынке создается уже свой расчетно-кассовый центр. За год через ОПРАК проходит 500 миллионов рублей. Этот оборот абсолютно прозрачен.
Руководство акционерного общества работает в постоянном взаимодействии с краевыми властями и не находится ни под чьей “крышей”. Избежать контроля со стороны местных криминальных авторитетов помог как раз статус краевого предприятия. Зато веское слово при решении самых разных проблем имеет общественная организация “Алтайская краевая ассоциация оптовых продовольственных предприятий”, в которую входит 189 оптовиков. Каждый год, чтобы обеспечить ротацию и предотвратить застой, избирается новый председатель. Трудно поверить, но, как говорят в Барнауле, бывшие конкуренты учатся договариваться друг с другом, и уже нет недавнего жесткого передела сфер влияния. Участники ассоциации даже верят, что со временем им удастся цивилизованно поделить продовольственный рынок города и края.
Подставные фигуры исключаются
Но вот кого нет в участниках алтайского оптового продовольственного рынка, так это совхозов (если говорить по старинке). Ни одного! В случае рождения такой организации у нас вряд ли будет по-другому. Расчетные счета у большинства сельхозкооперативов не работают, у них пока нет ни сил, ни возможности посылать куда-то своего представителя для заключения сделки. Проще отдать за бесценок урожай перекупщику, добравшемуся до села. Предстоит приложить очень много усилий, включая экономическую поддержку, чтобы оптовый продовольственный рынок стал реальным стимулом для сельхозтоваропроизводителей.
Закон Приморского края об оптовых продовольственных рынках вступил в силу в начале прошлого года, утверждены правила торговли в его пределах. Постановлением губернатора выступить учредителем открытого акционерного общества от имени администрации края поручено Приморской продовольственной корпорации. Вопрос о других учредителях сейчас решается. Владимир Абраменко, на которого возложены чисто организационные вопросы, считает, что есть смысл пойти по пути барнаульцев и ввести в состав акционеров только государственные структуры. Иначе за спиной учредителей опять-таки может оказаться чья-то влиятельная “тень”.
Руководит ходом работы по созданию важной для края структуры межведомственная комиссия по регулированию продовольственного рынка. По ее поручению специалисты комитета торговли изучили материально-техническое состояние существующих оптовых баз. Идеально для размещения краевого оптового рынка подошла бы “Фадеевская”, которая находится в муниципальной собственности Владивостока. Но пока выбор остановлен на базе все той же продовольственной корпорации, хотя это далеко не лучший вариант.
Как бы то ни было, вопрос сдвинулся с мертвой точки, принято решение о выделении для этого благого дела из целевого территориального фонда финансирования и развития предприятий и организаций АПК края на 2000 год первой суммы в 4 миллиона рублей. План первоочередных мероприятий должен быть выполнен в ближайшие месяцы.
Задумываются о необходимости создания оптовых продовольственных рынков в некоторых городах и районах края. В Кавалеровском районе уже даже зарегистрирована организация под названием “Приморский Север”, однако она не сумела развернуться из-за отсутствия финансов. Во Владивостоке, насколько мне известно, такой программы пока нет.
Автор: Надежда БРАЖИНА, "Владивосток"