За жизнь плачено золотом
Есть судьбы, которым отпущено бывает слишком много, чтобы это могла вместить одна человеческая жизнь. Но такое случается. История капитана Федора Волчковича как раз из этого разряда. Сегодня ему исполнилось бы ровно 100 лет.
Есть судьбы, которым отпущено бывает слишком много, чтобы это могла вместить одна человеческая жизнь. Но такое случается. История капитана Федора Волчковича как раз из этого разряда. Сегодня ему исполнилось бы ровно 100 лет.
В неистовом 22-м молодой штурман Волчкович, точнее, русский пароход “Георгий”, на котором он отправился в рейс под французским флагом, был задержан в китайском порту. Судно захватили белогвардейцы, но команде ценой неимоверных усилий удалось отбить “Георгия” и перегнать его во Владивосток.
Спустя пять лет – новая история. В порту Нанкин попадает в китайский плен пароход “Память Ленина”, выполнявший дипломатическую миссию. Судно затопили, а экипаж, в списках которого значился третьим штурманом Федор Волчкович, реакционное правительство Чан Кайши бросило в застенки Цзинаньской тюрьмы. Случилось это 28 февраля 1927 года. Советское правительство смогло выкупить моряков лишь в январе 1928-го, заплатив за их жизнь золотом.
Почти год русская команда, приговоренная к смерти, провела за решеткой. Людей морили голодом (в день на каждого выдавали несколько крохотных галянок – ржаных булочек, умещавшихся в ладони, да кусочек лобы) и так нещадно избивали, что после возвращения на родину многие из них прожили недолго.
- Отец был человеком исключительной честности, трудолюбия, безоглядно, до самозабвения влюбленным в море. Человеком с большим добрым сердцем, под стать его богатырскому сложению, - рассказывает Людмила Кучерова-Волчкович. – В свой первый рейс он, первенец из многодетной семьи уссурийского путейца, отправился в 15 лет юнгой на пароходе “Витим”. Шла первая мировая.
Потом были мореходное училище, практика на судах Доброфлота: матрос, штурманский ученик, штурман. В 1930-м он становится капитаном судов Наркомфлота, выполняет рейсы на “Красине” и “Монголе” по линии Коминтерна.
Война застала отца в отпуске, ему только что вручили в Кремле орден Трудового Красного Знамени за работу в Камчатрыбпроме, где он не одну путину провел на капитанском мостике “Чавычи”, “Якута”, “Максима Горького”. Прямо из Белокаменной он отправился на судно и всю войну под бомбежками доставлял грузы для фронта.
В следующий, второй в своей жизни отпуск папа отправился, когда у него родился внук Миша, который, кстати, пошел по стопам деда, избрав своей профессией море.
Трудовой стаж моего отца – 80 лет! Да, да – в это сегодня трудно поверить, но факт остается фактом. Как и то, что он ни разу в жизни не был на больничном. Даже после выхода на пенсию он продолжал трудиться в подменных экипажах на судах Дальморепродукта.
Особой строчкой в его послужном списке значится – “капитан Владивостокского морского рыбного порта”, здесь он проработал 13 лет. А сколько курсантов прошли через его руки и сердце в школе командных кадров, где он преподавал…
В компании друзей отец всегда был заводилой, хотя к спиртному почти не прикасался. А как он любил дом на ул. Махалина,16, который мы занимали вместе с семьей еще одного капитана - Леонида Кожевникова. Это была папина идея – сделать “трап” на второй этаж. Наша комната с пятью окнами, выходившими на Золотой Рог, была похожа на капитанский мостик. Только сейчас, много лет спустя, став взрослой, я могу догадываться, о чем он думал, подолгу глядя на бухту, выкуривая иногда по пачке папирос. Это случалось, когда он возвращался из северных гулаговских рейсов. Тогда я об этом не знала. Как не ведала и о том, что в 37-м был репрессирован (как выяснилось потом, безвинно) мамин отец – Иван Ступин. Помню только, что всю жизнь папа всем чем мог помогал большой маминой семье, где было десять детей, и своим шестерым братьям и сестрам тоже.
Сегодня в музее морского флота хранится диплом Федора Волчковича - “30 лет на капитанском мостике без аварий”. Капитаны знают – для человека, связанного с морем, нет выше звания, награды и счастья. Но и это еще не все. В 1993 году в Германии был построен транспортный рефрижератор – мощное современное судно грузоподъемностью почти 10 тысяч тонн, которое получило имя “Капитан Волчкович”. К сожалению, “Востокрыбхолодфлот”, куда должно было прийти новое судно, не смог заплатить по счетам. Экипаж, отправившийся в Германию принимать рефрижератор, вернулся ни с чем. “Капитан Волчкович”, так и не увидев родных дальневосточных берегов, попал в Новороссийск. Сейчас он ходит под американским флагом. Иногда, в последнее время все реже и реже, во Владивосток, в адрес единственной дочери капитана приходит с моря короткая радиограмма: “Все хорошо. Находимся у берегов Панамы. Будьте здоровы”. И тогда возникает полное ощущение, что капитан Волчкович по-прежнему среди нас, просто ушел в очередной рейс. Впрочем, так оно и есть.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"