Геннадий ТОКУЛЕНКО: Не стоит рассчитывать на то, что от государства можно что-то получить задаром
На территории Приморского края действует 886 государственных предприятий и учреждений, 75 хозяйственных обществ с долей государственного участия, которые имеют в пользовании около 15 тысяч объектов недвижимости. В таком большом хозяйстве нужны ясность и четкая система управления. Не менее важны и защита, и эффективное использование его собственности. В июле постановлением губернатора утверждена концепция управления государственным имуществом в Приморском крае. О задачах этого программного документа, механизме его реализации, новых аспектах в управлении государственной собственностью рассказывает первый вице-губернатор, председатель комитета по управлению имуществом Приморского края Геннадий ТОКУЛЕНКО.
- Понадобилось более двух лет, чтобы стратегия управления в отношении государственной собственности стала реальностью. Правительством РФ одобрена концепция управления государственным имуществом и приватизации в России, а губернатором края - концепция управления государственным имуществом в Приморском крае. Ее цель – повысить эффективность управления государственным имуществом через оптимизацию количества государственных объектов и усиление контроля за его использованием.
Для реализации основных направлений концепции под председательством губернатора края создана и действует межведомственная комиссия по контролю за эффективностью управления государственным имуществом в Приморском крае. На первых ее заседаниях были заслушаны результаты производственно-хозяйственной и финансовой деятельности 38 государственных предприятий, а также выводы балансовых комиссий, действующих при отраслевых структурных подразделениях краевой администрации. Комиссия может принять решение о реорганизации предприятия, включая его преобразование в открытое акционерное общество, о его продаже как имущественного комплекса, ликвидации либо сохранении в форме государственного унитарного предприятия. Последний вариант рассматривается в отношении тех предприятий, чьи функции не могут быть реализованы предприятиями другой организационно-правовой формы.
В последние годы государство по сути полностью отдало госпредприятия на откуп определенным группам. Часто они оказываются в руках недобросовестных дилетантов, потому что в большинстве случаев государством не определены цели деятельности каждого унитарного государственного предприятия. Совершенно отсутствует мониторинг результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, в результате бюджеты теряют доходы, а сами предприятия доводятся до банкротства. Зато создаваемые госпредприятиями дочерние фирмы-спутники процветают. Контракты с руководителями госпредприятий не заключаются или носят формальный характер, а контроль за их деятельностью чрезвычайно низок. Нередки случаи, когда руководитель явно злоупотребляет или ненадлежащим образом использует государственное или муниципальное имущество, или наоборот, сидит на нем как собака на сене в ожидании неизвестно чего, а в это время без пользы простаивают пустующие огромные производственные площади. А государственные органы власти ничего не могут изменить - есть Гражданский кодекс, а в нем понятие “хозяйственное ведение”, которое жестко ограничивает возможность отобрать у такого “хозяина” неиспользуемое или используемое неэффективно имущество и передать другому пользователю. Другая болевая точка – низкий уровень квалификации руководителей государственных предприятий. Увы, за последние годы мы почти полностью потеряли систему подготовки высококвалифицированных кадров.
Концепция предусматривает ежегодное утверждение основных экономических показателей работы государственных предприятий. По сути речь идет о возрождении когда-то существовавшей системы проверки и анализа финансово-хозяйственной деятельности государственного предприятия. Ответственность за выполнение экономических показателей возлагается на руководителей вплоть до расторжения с ними контракта. Планируется еще одна, на мой взгляд, очень важная мера – все действующие директора должны пройти аттестацию. Особое внимание будет уделяться их практическим навыкам по применению современных рыночных методов управления, наличию у руководителя программы развития предприятия. Не прошел аттестацию – освободи кресло.
Вводится в практику конкурсное назначение руководителя. В отношении руководителей госпредприятий и представителей государства в органах управления хозяйственных товариществ и обществ с долей участия государства уже установлен порядок отчетности по основным экономическим показателям деятельности управляемого ими предприятия.
Целый раздел концепции посвящен управлению недвижимостью. Острейшая проблема на сегодняшний день – отсутствие полного реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности государства, что не позволяет полностью контролировать поступление доходов от их использования. Для решения этой проблемы комитет по управлению государственным имуществом Приморского края совместно с предприятиями и организациями провел полномасштабную инвентаризацию государственных объектов недвижимости. Выявлено немало случаев сдачи государственного имущества в аренду коммерческим организациям без оформления договоров аренды. Многие руководители укрывают факты сдачи в аренду или скрывают ее под видом договоров о совместной деятельности, предоставления услуг и т.д. Хотя заключаемые ими договоры не имеют никакого отношения к совместной деятельности. Повсеместно арендная плата устанавливается ниже рыночных расценок. Далеко не всегда такие договоры заключаются руководством предприятия бескорыстно – через аренду проходят значительные суммы черного нала. К нарушителям мы приняли соответствующие меры вплоть до выселения из незаконно занятых помещений.
За шесть месяцев этого года комитетом заключено 880 договоров аренды государственной собственности. В результате в бюджет перечислено более 20 млн. руб. Кроме этого часть арендных платежей направлена на восстановление зданий и сооружений. Владивостокцы и гости приморской столицы не могли не заметить, как улучшился облик исторических зданий краевого центра по улицам Светланской, Пологой, Адмирала Фокина и многим другим. Для их ремонта привлекаются в основном средства федерального бюджета путем проведения арендаторами капитальных ремонтов в зачет арендной платы. За прошедший год на эти цели было затрачено 6,5 млн. рублей.
Стимулируя развитие малого и среднего предпринимательства, комитет установил для этой категории арендодателей льготные ставки при сдаче в аренду недвижимого имущества. В прошлом году 21 коммерческой структуре было предоставлено порядка 10 тысяч кв.м. Среди них ООО “Бласт”, получивший помещение под цех деревообработки, ООО “Савос” - под производство мясных полуфабрикатов, ООО “Кредо-Дизайн” – под столярный цех. Выгода взаимная: предприниматели получают возможность поднять свой бизнес, а край - дополнительные рабочие места и доходы в бюджеты. Есть еще один плюс подобной схемы взаимоотношений. Не секрет, что из-за скудности бюджета государственные органы не могут содержать в надлежащем виде свои объекты. Привлечение же в пользователи структур малого и среднего предпринимательства позволило улучшить внешний облик и техническое состояние многих зданий и особенно их подвальных помещений, в которых разместились магазины, оздоровительные комплексы, автомастерские... Так, подвал здания по ул. Светланской,105 переоборудован в салон “Мир моды”, а по ул. Светланской,163 - в оздоровительный комплекс.
В рамках концепции предполагается заново возродить систему ответственности как материальной, так и уголовной за сохранность государственного имущества и поддержание его в надлежащем состоянии. Огромное количество зданий, сооружений, оборудования на глазах разрушается, разворовывается, но мало кто понес за это наказание. Понятие материальной ответственности за сохранность государственного имущества в последнее время стало фикцией. В решении этой проблемы должна возрасти роль всех институтов власти, но особенно правоохранительных органов.
Не менее остро стоит проблема участия государства в управлении хозяйственными товариществами и обществами, имеющими в уставном капитале долю государства, либо к которым государством применено специальное право – “золотая акция”. По-прежнему на многих предприятиях с долей государственного участия правит бал менеджмент, а не акционеры. Представители государства иногда действуют далеко не самым честным образом, нередко нарушая полученные инструкции, касающиеся порядка их голосования, допуская даже размывание доли государства. В концепцию включено несколько механизмов, которые, на наш взгляд, помогут усилить контроль за деятельностью представителей государства. Им предстоит отчитываться о своей работе на межведомственной комиссии по контролю за эффективностью управления государственным имуществом Приморского края. Внесены существенные поправки в нормативно-правовую базу, которые позволят оперативно заменять государственных представителей, не справляющихся с поставленными перед ними задачами.
Теперь возможно расширение круга хозяйственных товариществ и обществ с государственным участием. Например, путем приобретения акций, если это необходимо для выполнения общегосударственных задач и если для этого есть необходимые ресурсы. Понимаю, что в настоящее время для нашего государства покупка акций — явление маловероятное. Но не всегда же государственная казна будет пуста. Более того, пример есть в нашем крае: администрация г. Дальнегорска приобрела у иностранного инвестора — фирмы “Гленкор” пакет акций “Дальполиметалла” в размере 56 проц. от уставного капитала, чтобы не допустить банкротства и потери рабочих мест. Сейчас “Дальполиметалл” работает стабильно, и в течение 1999 года задолженность по заработной плате сокращена с 17,7 до 9 млн. рублей.
Другой способ - капитализация просроченной налоговой задолженности обществ, когда на сумму просроченной налоговой задолженности общество выпускает акции и передает их государству в оплату долга. Таким образом, доля государства может появиться вследствие задолженности по налогам. В случае капитализации государственных дотаций государством выделяются средства на поддержку и развитие производства. Они оформляются как инвестиции государства. На их сумму общество выпускает акции, которые передает государству. Таким образом, государство может не только увеличивать уже имеющийся пакет акций определенного общества, но и становиться акционером в обществе, где до момента инвестиций госдоли не было. Если раньше государственное участие в управлении рассматривалось только в отношении акционерных обществ, учрежденных в процессе приватизации через закрепление контрольных пакетов и применение “золотой акции”, то сегодня круг таких акционерных обществ может быть значительно расширен.
Не менее важным разделом концепции является приватизация государственного и муниципального имущества. Мировой опыт показывает, что приватизация далеко не всегда приносит положительный бюджетный эффект. Например, в Германии доходы в бюджет от приватизации не превысили 86 млрд. немецких марок. При этом расходы составили 290 млрд., причем 150 млрд. из них было потрачено на реструктуризацию предприятий. Итоговое сальдо составило минус 204 млрд. марок. Показателен опыт приватизации в Англии, Аргентине, Бразилии и других странах, где от двух до пяти лет обрабатываются приватизационные проекты, в результате бюджет имеет немалые поступления, и самое главное — сами предприятия при этом получают новый мощный импульс для своего развития.
А вот наши российские эксперименты по приватизации свелись лишь к тому, чтобы быстро и любой ценой получить средства в бюджет, отдав государственное имущество в частные руки. Плачевные результаты налицо. В этой связи концепция предполагает высоколиквидные предприятия приватизировать, соблюдая баланс между привлечением инвестиций на развитие самого предприятия и максимизацией средств, поступающих в государственный бюджет от их продажи. Оценка предприятий при этом должна быть максимально приближена к мировому уровню. Но в любом случае мы обязаны исходить из одной простой и ясной аксиомы: от государства ничего нельзя получить задаром, или, как выразился президент России Владимир Путин, “желающим следует разъяснить: бог подаст, а государство не будет этого делать”. Приватизацию низколиквидных предприятий следует осуществлять исходя из предпочтительности привлечения эффективных собственников. Продажа и передача по символической цене возможна при условии, что новый собственник готов в полном объеме, безоговорочно выполнять инвестиционные и социальные обязательства перед предприятием и государством.
Предлагается также расширить выпуск ценных бумаг, обеспеченных государственным имуществом, куплю-продажу на биржевом и внебиржевом рынках, продажи по результатам прямых переговоров с инвесторами, в том числе продажи акций доверительным управляющим, возродившим производство и инвестирующим средства предприятия. Нужно думать не только о доходах бюджета, но и о том, как приватизация повлияет на дальнейшую судьбу предприятия, на жизнь его работников. Мы знаем, к чему привело поспешное, бесконтрольное акционирование таких крупных предприятий, как “Востоктрансфлот”, ВБТРФ. Поэтому администрация края и лично губернатор Евгений Наздратенко в вопросах собственности предприятий в первую очередь стоят на защите интересов трудовых коллективов.
Безусловная ценность концепции - во взвешенном, разумном подходе к приватизации каждого объекта, в жестком контроле за политикой инвесторов, в том числе и в социальной сфере. Ее последовательная, планомерная, системная реализация станет реальной предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата в стране.