Начальник штаба ТОФ смотрит в будущее с оптимизмом
В конце прошлого года в командовании Тихоокеанского флота произошли существенные кадровые изменения. На пост начальника штаба ТОФ был назначен вице-адмирал Михаил ЗАХАРЕНКО. Михаил Георгиевич любезно согласился побеседовать с корреспондентами “В”.
В конце прошлого года в командовании Тихоокеанского флота произошли существенные кадровые изменения. На пост начальника штаба ТОФ был назначен вице-адмирал Михаил ЗАХАРЕНКО. Михаил Георгиевич любезно согласился побеседовать с корреспондентами “В”.
- Михаил Георгиевич! Вы человек в штабе флота новый, о вас пока мало что известно.
- Я родился 24 марта 1947 года в Красноярске. Службу начал матросом в 1965 году. С этого времени вся служба проходила на Дальнем Востоке. Закончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени Макарова, высшие офицерские классы в Ленинграде, Военно-морскую академию и Академию Генерального штаба. Служил на Камчатке, в Приморье. Прошел путь от матроса до вице-адмирала. Биография простая, в несколько строчек.
- Несмотря на то, что Владивосток тесно связан с флотом, не все представляют, чем же занимается начальник штаба ТОФ. Все знают командующего флотом, а фигура начштаба всегда остается в тени.
- Начальник штаба флота непосредственно руководит штабом, который является основным рабочим органом оперативного управления флотом, осуществляет непрерывное управление силами, непрерывное доведение задач, планирование и проведение в жизнь решений командующего.
Начштаба руководит той командой управления силами ТОФ, которая позволяет, не кивая на трудности, решать поставленные задачи и выполнять основные функции - защищать тихоокеанские рубежи Родины в общей системе безопасности России. Офицеры - начальники управлений штаба флота - это высокоподготовленные профессионалы, которые прошли должности, начиная с командира группы на корабле и заканчивая командиром соединения. Система подготовки в военно-морском флоте позволяет на этапе службы в штабе флота готовить предложения и рекомендации командующему по тем установкам, приказам и указаниям, которые идут от главнокомандующего ВМФ, министра обороны и верховного главнокомандующего.
- Вы обладаете огромным объемом информации. На ее основании как вы можете оценить боеготовность флота? Готов ли он к решению поставленных задач в нынешней сложной экономической обстановке?
- Не буду скрывать, не все задачи мы сейчас можем выполнять. Мы не можем решать те задачи, которые были поставлены Тихоокеанскому флоту 10-15 лет назад. Сейчас же ставятся задачи соизмеримо с позициями внешней политики, возможностями судоремонта, обеспечения, поступления новых кораблей, которые мы и должны обеспечивать.
Силы флота заняты не только боевой подготовкой и учебой, но и решают задачи боевого дежурства, боевой службы в удаленных морских и океанских районах.
Несмотря на переживаемые нами трудности, флот остается гарантом стабильности, гарантом обеспечения национальной безопасности на Дальнем Востоке.
- Не будем кривить душой - ситуация складывается действительно сложная. Если подводная лодка вместо того, чтобы ходить по маршруту, несет боевое дежурство в базе... Боевые корабли выходят в море всего несколько раз в году.
- Корабли выходили и выходят в море, проводятся учения. Осуществляется и патрулирование районов ракетными подводными лодками.
Последний раз учения проводились в декабре прошлого года, скоро снова пройдут учения с участием части сил флота.
- С приходом нового командующего ТОФ корабли начали чаще выходить в море.
- Это мудрое решение командующего. Как бы мы ни учились в базах, пока море не покачает - результатов не будет. Можно, конечно, обучаться на тренажерах, но море есть море. И только оно может нас проверить.
- Одна из главных проблем сейчас - это проблема снабжения флота топливом. Есть ли перспективы ее решения?
- Естественно, в былые годы с топливом проблем не возникало, у нас даже были излишки, мы не считали тонны и рубли. Сейчас начали считать. В принципе, это правильно - существует нормальная система разумного планирования. Конечно, есть непоставки. Они влияют на ход боевой подготовки, на уровень боеготовности флота.
Сейчас топлива не хватает и на выход в море, и на боевую подготовку, и на решение поставленных задач по обеспечению национальной безопасности России.
- Идет ли процесс обновления флота, когда последний раз на флот приходили новые корабли?
- Новые корабли на флот приходят. Мы получаем и подводные, и надводные корабли. Однако обновлением флота это назвать нельзя.
Строительство кораблей идет долго. Сейчас же, к сожалению, старение идет быстрее, чем обновление.
- Вспомните прежние годы, когда флот выходил в море для участия в учениях “Океан”, когда над морем постоянно висели наши бомбардировщики дальней авиации. Великая сила была... Япония объявляла боевую готовность, Соединенные Штаты... боялись. Сейчас же Тихоокеанский флот выходит в море все больше на визиты дружбы. С одной стороны, это хорошо. Теперь здесь, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, не враги, а партнеры. А с другой стороны, не обидно ли вам, что нас перестали бояться?
- Знаете, визиты дружбы - это та же боевая подготовка, это отработка личного состава. Поверьте, лишний раз выйти в море - не грех. Это с одной стороны.
С другой стороны, я думаю, что общение наших моряков с моряками других государств всем только на пользу. Конечно, можно строить заборы, можно увеличивать мощь. Но история показывает необходимость сотрудничества. Может быть, и плохо, что мы на определенном этапе отгородились от всего мира. Общение дает только плюсы.
- Какие визиты ожидаются в этом году?
- Сейчас об этом говорить пока рано. Планы визитов еще не утверждены, решаются вопросы на межгосударственном уровне. Тем не менее ряд визитов все-таки состояться должен. Несколько иностранных кораблей должны посетить Владивосток.
- Сложное положение складывается и на предприятиях Тихоокеанского флота, занимающихся ремонтом боевых кораблей и подводных лодок. Причина все та же - безденежье. Делается ли что-то для решения этих проблем?
- Не так давно у командующего флотом прошло совещание с директорами таких предприятий. Состоялся прямой откровенный разговор. Проблемы действительно существуют. На многих предприятиях по многу месяцев не выплачивается зарплата, нет средств на покупку необходимых материалов, подчас предприятия не в состоянии даже поддерживать производство. На некоторых заводах проходят стихийные акции протеста.
Ко всему прочему, считаю, что многое в этой ситуации зависит и от директоров этих предприятий. Путей решений много. И будущее во многом зависит от того, какой путь выберет директор - митинговать или искать пути выхода из кризиса.
На совещании были намечены некоторые решения. Командование флотом старается по мере сил помогать таким предприятиям. Когда из Москвы приходят деньги, командование старается выкроить средства и для военно-промышленного комплекса. Другое дело, что это не всегда получается.
- Давайте говорить откровенно - ситуация с финансированием складывается крайне тяжелая. Флот не в состоянии расплатиться с военнослужащими, многие офицеры, отчаявшись от безденежья, увольняются. Тем не менее, когда из Москвы все-таки приходят деньги, куда они в первую очередь направляются?
- В первую очередь стараемся выплатить зарплату военнослужащим. Это для нас задача первостепенной важности - обеспечить военнослужащих, несущих боевое дежурство, выполняющих боевые задачи в отдаленных северных районах.
- Если такая вот свистопляска с деньгами продлится еще сколько-нибудь долго, не потеряем ли мы флот?
- Я думаю, что она не продлится вечно. Считаю, что правительство и верховный главнокомандующий не допустят этого. Рано или поздно обстановка наладится. Я смотрю в будущее с оптимизмом. Думаю, что руководство страны обратит внимание на Дальний Восток и Тихоокеанский флот.
Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), “Владивосток”