Субмарина опасна даже мертвая
В Москве завершил работу международный семинар “Концепция и проблемы ядерно-экологической безопасности снятых с эксплуатации атомных подводных лодок на Тихоокеанском флоте”. В нем приняли участие представители правительств России и Японии, ученые и специалисты ведущих российских научно-исследовательских институтов, проектных организаций и промышленности, а также представители крупных зарубежных компаний, работающих в области экологических технологий.
В Москве завершил работу международный семинар “Концепция и проблемы ядерно-экологической безопасности снятых с эксплуатации атомных подводных лодок на Тихоокеанском флоте”. В нем приняли участие представители правительств России и Японии, ученые и специалисты ведущих российских научно-исследовательских институтов, проектных организаций и промышленности, а также представители крупных зарубежных компаний, работающих в области экологических технологий.
О том, чем было вызвано проведение такого представительного форума, мы попросили рассказать участника семинара, главного инженера Дальневосточного завода “Звезда” Юрия Шульгана.
- В годы “холодной войны” и военного противостояния двух великих держав были построены сотни атомных подводных лодок. Время, когда наступил срок снятия их с эксплуатации, совпало со временем распада Советского Союза. Денег и желания заниматься вопросами утилизации АПЛ у новой власти не было.
Первые лодки поступили на разделку на Дальневосточный завод “Звезда” в 1989 году. Это были выслужившие свой срок, морально устаревшие и физически изношенные корабли. Утилизация их была новым и неизведанным делом не только для предприятия, но и в целом для науки и промышленности. Технология утилизации рождалась на заводе, на нее в настоящее время ориентируются все остальные.
В первые четыре года завод утилизировал в среднем по две подводные лодки первого поколения в год. Потом наступил застой, прекратилось финансирование, и до 1999 года были разделаны всего лишь две атомные подводные лодки (за эту работу правительство не рассчиталось с заводом до сих пор).
Время, разъедающее коррозией корпуса АПЛ, отсутствие денег на ремонт и военная доктрина, предусматривающая резкое сокращение группировки атомных подводных лодок на Тихоокеанском флоте, – вот те составные части создавшейся ситуации, когда не 10, не 20, а свыше 50 атомных подводных лодок, большинство из которых имеет не выгруженное из реакторов ядерное топливо, требуют утилизации.
- Какие основные проблемы необходимо решить для организации работ по утилизации?
- Проблема первая – выгрузка отработанного ядерного топлива из реакторов атомных подводных лодок. До 90-х годов на Тихоокеанском флоте имелось несколько плавучих мастерских, которые осуществляли выгрузку ядерного топлива, но срок их эксплуатации истек, новая плавмастерская для нашего флота стоит недостроенной на судостроительном заводе на Украине. Таким образом сейчас только одна плавмастерская имеет возможность производить выгрузку ядерного топлива. Усугубляет проблему то, что российские вооруженные силы испытывают острейший дефицит в личном составе, не исключение и перегрузчики ядерного топлива. В результате количество выгрузок резко сократилось, а без этой операции невозможна утилизация атомной подводной лодки. Особо сложной частью этой проблемы является выгрузка ядерного топлива из аварийных подводных лодок, как, например, из подводной лодки, на которой произошла авария в бухте Чажма.
Проблема вторая – вывоз отработанного ядерного топлива. Оборудование, которое использовалось для перевозки до 90-х годов, не отвечало современным требованиям безопасности. Сейчас разработано и изготовлено лишь минимальное количество оборудования, отвечающего всем международным правилам.
Но мало топливо перевезти, его необходимо переработать. Единственное предприятие в стране по переработке отработанного ядерного топлива находится на Урале – это комбинат “Маяк”. Но мощности его недостаточно.
Еще одна сложная проблема – переработка жидких и твердых радиоактивных отходов, образующихся при утилизации субмарин.
Для выработки ответов на эти и многие другие вопросы безопасности комплексной утилизации АПЛ и собирались руководители, ведущие ученые и специалисты российских и зарубежных организаций.
- Какие ответы на эти злободневные вопросы видит Дальневосточный завод “Звезда”?
- Прежде всего мы можем взять на себя часть работы по выгрузке отработанного ядерного топлива утилизируемых АПЛ.
Сейчас на “Звезде” воссоздаются объекты по выгрузке отработанного ядерного топлива подлодок на “Северном молу”, и отсюда строится железная дорога до станции Большой Камень для непосредственного вывоза топлива с завода на комбинат “Маяк”. До подхода эшелона топливо, выгруженное из реакторов, будет храниться в герметичных чехлах, а чехлы – в герметичных и прочных контейнерах.
Что касается вывоза отработанного ядерного топлива, то недавно в России был принят в эксплуатацию второй специализированный эшелон. До сих пор и с Северного, и с Тихоокеанского флотов ядерное топливо вывозилось одним составом.
Известно, что в течение длительного времени на заводе “Звезда” находится на испытаниях и вызывает многочисленные вопросы плавучий завод по очистке жидких радиоактивных отходов “Ландыш”. ЖРО образуются при утилизации атомных подводных лодок, и это неизбежный процесс, от которого не спрячешься и не убежишь. Еще из школьного учебника по физике известно, что радиоактивность не исчезает, пока не пройдут десятки, сотни лет. Наша задача – обеспечить безопасное и экологически чистое обращение с радиоактивностью в этот длительный период.
Для этого необходимо перевести жидкие отходы в твердое состояние. Во-первых, потому, что ЖРО занимают большие объемы. Во-вторых, их трудно безопасно хранить – емкости могут разгерметизироваться и радиоактивная вода пролиться. В-третьих, потому, что ЖРО много, а радиоактивности в них мало. Значит, необходимо отделить радиоактивность от воды, в которой она растворена, и потом осадить ее на мембранах или фильтрах, зацементировать или забитумировать – как угодно. С этой целью на “Звезде” работает опытная установка “Барьер”, спроектированная учеными Института химии Дальневосточного отделения Академии наук, которая в прошлом году очистила 160 кубометров радиоактивной воды на танкере “Пинега”.
Но ежегодно требуется очищать значительно большие объемы ЖРО, и эту задачу будет решать “Ландыш”. Длительность его постройки объясняется как сложностью плавзавода (нигде в мире нет такого сооружения), так и настойчивостью специалистов “Звезды” в своих требованиях к его качеству. В июне завод взял “Ландыш” у подрядчика – американской компании Babcock Wilcox на испытания собственными силами, и 6 июля такие испытания начались. Была проведена очистка двух потоков ЖРО, и результат подтвердил ожидания: очищенная вода полностью отвечает требованиям норм радиационной безопасности, по химическому составу она чище, чем питьевая вода. Завершение государственных испытаний планируется в августе.
По технологии, принятой на “Ландыше”, полученный в результате очистки ЖРО концентрат радиоактивных и химических примесей цементируется в металлических бочках. До отправки на спецкомбинат “Радон”, расположенный в Хабаровском крае, с которым завод “Звезда” заключил контракт, эти бочки временно будут храниться у нас.
- Юрий Петрович, но ведь мощности “Радона” на захоронение не безграничны. И уже не первый год речь идет о необходимости строительства регионального пункта захоронения радиоактивных отходов.
- Проблема давно требует решения. Острота ее объясняется не только необходимостью увеличения объемов утилизации самих атомных подводных лодок и образованием при этом твердых радиоактивных отходов. Есть еще списанные плавучие мастерские по перезарядке ядерных реакторов, все помнят о пресловутых спецтанкерах ТНТ-5 и ТНТ-27. Время так же безжалостно расправится с металлом корпусов этих судов, как и с металлом корпусов подлодок. Необходимо готовиться к их утилизации уже сегодня – завтра будет поздно.
В новой федеральной программе “Ядерная и радиационная безопасность России” предусматривается сооружение регионального пункта захоронения РАО. Такая задача ставилась и раньше, но она не была выполнена. Нужно четко осознать, что есть единственный способ избежать катастрофы – утилизация. Все, что представляет опасность, необходимо поднять из воды, извлечь оттуда радиоактивность, сконцентрировать ее, перевести в безопасное состояние и захоронить. Тем самым защитить наше море и самих себя.
Автор: Надежда БРАЖИНА, "Владивосток"