Север не останется крайним?
Снабжение Севера так необходимым для его жителей топливом давно стало головной болью всех ответственных за это ведомств. Каких только важных и нужных решений не принято, чтобы не замерзало Заполярье, но все равно каждый год бьются суда с грузами во льдах, не в силах справиться с ними иногда даже с помощью ледоколов.
Снабжение Севера так необходимым для его жителей топливом давно стало головной болью всех ответственных за это ведомств. Каких только важных и нужных решений не принято, чтобы не замерзало Заполярье, но все равно каждый год бьются суда с грузами во льдах, не в силах справиться с ними иногда даже с помощью ледоколов.
Если все делать в точном согласии с природой и осуществлять завоз своевременно, проблем не будет. Летом, по хорошей погоде, немалая часть северных территорий может быть обеспечена и без ледоколов. Но в последние десять лет почти ежегодно лето за полярным кругом пытаются продлить приказами и постановлениями, забывая, что толстый слой льда от этого тоньше не становится.
Регулярно зимой замерзающий Север дает SOS.
Однако в этом году теперь уже именно на местах предпринята отчаянная и, будем надеяться, плодотворная попытка своевременно завезти северянам уголь. Поскольку большая часть грузов в восточный сектор Арктики и на Чукотку завозится судами Дальневосточного морского пароходства из базовых портов Приморья, руководство судоходной компании приняло решение посетить северян у них дома и обсудить перспективы и проблемы нынешней северной навигации, попытаться вовремя решить их.
“Гостей” - генерального директора Дальневосточного морского пароходства Александра Луговца и его заместителя Георгия Пикуса, заместителя генерального директора Восточного порта Владимира Дудко принимали все руководство Магаданской областной администрации во главе с губернатором Валентином Цветковым, представители АО “Магаданэнерго”, дирекция Магаданской ТЭЦ. В итоге подписан протокол о долгосрочном сотрудничестве при организации завоза грузов в Магаданскую область, который определил проработку стратегии на навигацию-2000, обязанности сторон.
Дальневосточное морское пароходство обязалось поставить в Магадан до окончания конвенционных сроков навигации 400 тысяч тонн угля (при условии, конечно, что этот уголь будет) - именно столько, сколько требуется. При этом ДВМП идет даже в некотором роде на кредитование области, выразив готовность доставлять уголь не просто без предоплаты за перевозки, но допуская и некоторый (в разумных пределах) долг со стороны получателей. Все сводится к одной простой задаче - обойтись без ледоколов, уложиться в сроки, что удешевит перевозки втрое, даст возможность северянам перезимовать.
Как отметил губернатор Цветков, в этом договоре превалируют государственный подход перевозчиков и портовиков, проблемы и интересы Севера перед частными интересами. От имени всех жителей Колымы Валентин Иванович поблагодарил ДВМП за готовность представить финансовые льготы, заинтересованность и просто человеческое желание протянуть руку помощи, не оставить северян в беде.
- Мы, в свою очередь, обязуемся аккуратно расплачиваться с перевозчиками, - пообещал глава Магаданской областной администрации. - Для нас сотрудничество с Дальневосточным морским пароходством - это практически единственная гарантия спокойствия жителей региона в преддверии зимы.
Готовность области выдерживать условия оплаты генеральный директор ДВМП А. Луговец рассматривает как важную составляющую бесперебойной поставки угля на Север, который завозить все равно надо. Главное - сделать это в нормальные сроки, не рискуя флотом и моряками в опасный зимний период, ведь все прошлые годы суда ДВМП вынуждены были ходить на Север и в декабре, и в январе, и даже в марте.
Между тем уголь понадобится уже скоро: самый теплый месяц года - июль со средней температурой 14 градусов закончился, зима здесь наступает быстро. И если для страны уголь в области - это продолжение добычи золота, то для жителей области - это просто средство выживания.
Автор: Александра Савельева, специально для "В". Владивосток - Магадан - Владивосток