Транспорт для нас или мы для транспорта?
Были времена, когда пассажиры брали двери битком набитых трамваев, троллейбусов, автобусов штурмом. Городской транспорт, увы, был источником худших эмоций.
Но наступила пора, когда на линии вышла армия частных перевозчиков - пассажир вздохнул почти свободно!
А привыкнув к изобилию, призадумался: количество – это хорошо, но не пора ли теперь подумать о качестве? О качестве маршрутов и качестве обслуживания, о чистоте в салоне и вежливости водителя, о безопасности, наконец!
Опрос, проведенный корреспондентом “В” на улицах города, а также по телефону “Горячей линии”, показал: да, люди довольны, что добраться в любую точку города за приемлемую цену сейчас в принципе можно.
Но и претензий, предложений по улучшению работы транспорта немало. Как мы и обещали, высказывания наших читателей, позвонивших в редакцию, комментирует начальник транспортного отдела администрации Владивостока Татьяна САФРОНОВА.
* * * Не только колеса, но и информация
С. П. Семенова: “В городе нужны хорошие щиты с информацией о маршрутах, о расписании движения. Пока остановки многих автобусов можно найти лишь по интуиции. Нужны хорошо обустроенные для пассажиров “карманы” - там, где их пока нет”.
- Да, создание транспортной инфраструктуры важная проблема, и всей подобного рода работой, другими оперативными вопросами будет заниматься недавно созданное управление городского пассажирского транспорта (ГПТ). Оно находится по адресу: ул. Адм. Корнилова, 15а. Первые проекты уже начинают осуществляться.
К. Соловко: “В городе нужна “служба доверия” по проблемам транспорта, куда можно было бы пожаловаться на непорядок либо высказать дельное предложение”.
- Думаю, специальной структуры и создавать не надо: дельные предложения люди смело высказывают, звоня специалистам нашего отдела по телефону 220-114. Теперь есть еще и управление городского пассажирского транспорта, где тоже оперативно отреагируют на предложения – телефон 460-361. Если пассажир намерен пожаловаться, то для принятия мер необходимо письменное заявление.
И. А. Ханжа: “Электротранспорт должен быть платным! Китайцы, корейцы, многочисленные гости города ездят бесплатно, возят огромные тюки – и все за счет владивостокских налогоплательщиков”.
В. А. Корольков, сменный мастер троллейбусного депо: “Вы не представляете, в каком безнадежном состоянии находится большая часть подвижного состава троллейбусного парка! Вот результат лишь одной смены: из 52 троллейбусов я смог выпустить на линию лишь 34. У остальных машин изношена резина, не работают рулевое управление, двери и т.п. Катастрофически нет запчастей, не хватает даже элементарных фарных лампочек. За несколько десятилетий своей работы в депо я не помню худшего положения. Конечно, надо вводить плату за проезд. Пусть небольшую”.
- Специалисты-транспортники с самого начала были против того, чтобы вводить бесплатный проезд. Понятно, это было популистское, экономически не оправданное решение прежнего мэра города. Любой, самый богатый бюджет не в состоянии тянуть такие непомерные расходы. Вот лишь две цифры: на содержание трамвайно-троллейбусного парка в прошлом году перечислено 110 млн. руб., в том числе 60 млн. – долги прежней мэрии. И это далеко не достаточная сумма, а лишь сумма “выживаемости”, тогда как на содержание муниципальных автобусов – 25 млн. рублей.
И все же вопрос введения платы – непростой, требует проработки. Только рано или поздно прийти к такому решению заставит сама жизнь. Хотя бы потому, что нужно ремонтировать и обновлять подвижной состав. А малоимущим слоям населения лучше выплачивать адресные дотации.
Н. Е. Окладникова, ветеран труда, инвалид: “Я давно стараюсь не ездить на коммерческом транспорте, но иногда просто приходится. И хотя у меня есть удостоверение, а в салоне - льготные места, столько за поездку наслушаешься грубых слов от водителя и кондуктора – потом болеешь. Будто мы, старики, их обкрадываем… Обидно, и сердце ноет”.
Е. Ванина: “Жалко инвалидов, унижают их водители и кондукторы. Как бога не боятся? Ведь все стариками будем”…
- Этот вопрос – лишь часть большой и трудной проблемы отношений городских властей и ассоциации частных перевозчиков. Слишком долгое время частные транспортные предприятия работали вне правил и закона, и прежнюю городскую администрацию этот хаос устраивал. Все помнят скандальную историю, когда частные перевозчики собирались взвинтить цену за проезд чуть ли не до 10 рублей. И хотя городская власть в тот раз показала свою волю, конфликт затянулся и решался уже в судебных инстанциях.
4 июля городская администрация выиграла иск в споре с ассоциацией частных перевозчиков в Ленинском суде. Отныне каждое предприятие, которое работает на рынке транспортных услуг во Владивостоке, обязано будет подчиняться законам и общим правилам, регламентирующим работу городского пассажирского транспорта. Управление ГПТ начинает перезаключать договоры с транспортными предприятиями. По закону коммерческий транспорт обязан перевозить все льготные категории пассажиров. Кроме того, предприятия несут ответственность не только за безопасность перевозок, но и за культуру обслуживания. Самый элементарный вопрос: на видном месте в салоне должна быть вся необходимая информация – маршрут, название предприятия, телефоны руководителей и отдела защиты прав потребителей. В городе возобновилась работа диспетчерских служб управления ГПТ, которые будут регулировать транспортные потоки, количество машин на маршрутах и многое другое. Словом, порядок в городе восстанавливается.
С. Криченко, Ю. Морокова: “Вот, к примеру, маршрут № 13: автобус огромный, и пока не забьет салон до отказа, не поедет. Та же история с маршрутами № 49, 55. Просим водителя – ну поехали, мы ведь все спешим. Отвечает грубостью. А потом еще на каждой остановке подсаживает пассажиров. И получается, платно, за немалые деньги ездим в душегубке”.
- Меры организационные: четкая и слаженная работа диспетчерских пунктов, работа управления ГПТ с руководителями предприятий-перевозчиков по выполнению линейно-транспортной работы.
* * * Даешь меньше пересадок!
С. Померанцева: “Хорошо, что много стало протяженных маршрутов, например, “Маяк - фабрика “Заря”, “Окатовая - Первая Речка” и т.п. Но нужно еще больше. Например, людям очень удобен маршрут “Нейбута - Вторая Речка”, “Нейбута - Чуркин”.
- При открытии подобных маршрутов частные предприятия руководствуются не только удобством для пассажиров, но и коммерческой выгодой. К сожалению, нет значительного пассажиропотока из 71-го микрорайона на Чуркин, на Вторую Речку. Такие маршруты открывались и были закрыты. Нерентабельным оказался и целый ряд других маршрутов.
Тем не менее с подобными предложениями по корректировке маршрутов можно и нужно обращаться в управление ГПТ. Там специалисты проведут экспертизу, оценят пассажиропоток, составят паспорт маршрута, пустят пробные рейсы – и если они окажутся удобными для пассажиров, маршрут будет работать.
Н. Е. Лазунина: “Автобус № 5 ходит с Луговой до Улисса. Нельзя ли пустить его с вокзала или из центра, чтобы ездить без пересадок?”
- По направлению на вокзал работают 118 автобусов, и увеличивать там транспортную нагрузку не представляется возможным. Еще более напряженная ситуация в центре.
В некоторых других случаях продление маршрутов возможно.
Л. А. Ткачев: “Нельзя ли вернуть маршруты троллейбусов № 4а и 8, которые шли по улице Суханова?
- К сожалению, названные маршруты были открыты без всяких необходимых расчетов, без составления паспорта маршрута. На участке улицы Суханова недопустимый по правилам безопасности уклон, и троллейбусы там ходить не будут согласно предписаниям краевой ГИБДД.
* * * Возить людей, а не кататься
Е. К. Борисова: “Выражаю негодование от имени многих дачников: муниципальные автобусы № 102, 103, 105 систематически проезжают мимо своих законных остановок “5-й ключ”, “Заимка”, “Угольная”, хотя салоны полупустые. И стоим мы со своими рюкзаками часами…”
- Мы уже дали распоряжение руководителям ВПОПАТ-1 разобраться в ситуации, обязать водителей делать все остановки согласно схемам движения.
Н. П. Кондратьев: “Нельзя ли сделать остановку автобуса № 44 возле школы № 12 – для школьников такой вариант безопасен и удобен”.
- Такой вариант прорабатывается в МП ВПОПАТ-1, и при технической возможности остановочный пункт будет перенесен.
Д. П. Листова: “Толпы пассажиров вынуждены выходить на остановке “Военное шоссе” и пешком идти до троллейбусной остановки. Нельзя ли открыть новый маршрут от Баляева через Рабочую, Некрасовскую на Вторую Речку?”
- Нужна заявка в управление транспортом, и тогда включается схема работы, о которой я уже говорила: оценка пассажиропотока, паспорт маршрута, пробные рейсы. Считайте, что заявка принята.
* * * Заглянем в будущее
С. Семенова, Р. Садаров и другие: “Трамваи и троллейбусы стали самым ненадежным и уязвимым транспортом в городе. Как вообще будет развиваться электротранспорт?”
- На 2000 год запланирован лишь ремонт подвижного состава. Разработан также долгосрочный план развития городского пассажирского транспорта, где предусмотрено приобретение новых автобусов, троллейбусов, трамваев.
К сожалению, электротранспорт стал недоступен из-за отключения электроэнергии. И пока не урегулированы отношения с “Дальэнерго”, здесь возможны самые разные неожиданности и беспорядки. На последней встрече, например, энергетики потребовали оплатить долг прежней мэрии за потребленную электротранспортом энергию по новым тарифам! Словом, переговоры идут крайне тяжело…
Кроме того, электротранспорт уязвим и по другой причине: ДТП.
Дорожно-транспортные происшествия нередко парализуют работу троллейбусов и особенно трамваев. Согласитесь, это общегородская проблема. И путей ее решения несколько. Главное – уменьшить автомобильные потоки на центральных магистралях, а вернее, грамотно их перераспределить, что упирается в строительство объездных дорог, путепроводов. Срочно нуждается в расширении Некрасовский путепровод, реконструкция которого начнется уже к концу текущего года. Перегружена Светланская… Но все это - вопросы к архитекторам, проектировщикам, а не к транспортникам.
Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"