Навигация: Флот готов. Арктика - нет
Вчера линейный ледокол “Красин” Дальневосточного морского пароходства завершил ремонт в Славянском СРЗ и готов принять участие в арктической навигации. Во Владивостоке он получит необходимое снаряжение и после бункеровки отправится в северные широты. В восточном секторе российской Арктики он возьмет для проводки во льдах теплоходы с углем и танкеры с жидким топливом, а также будет обеспечивать их выгрузку.
Вчера линейный ледокол “Красин” Дальневосточного морского пароходства завершил ремонт в Славянском СРЗ и готов принять участие в арктической навигации. Во Владивостоке он получит необходимое снаряжение и после бункеровки отправится в северные широты. В восточном секторе российской Арктики он возьмет для проводки во льдах теплоходы с углем и танкеры с жидким топливом, а также будет обеспечивать их выгрузку.
Несмотря на проблемы с финансированием содержания ледоколов (как известно, все они - собственность государства), ДВМП нашло возможность оплатить их ремонт в большой степени из собственных средств (в счет будущего погашения из госбюджета и за счет потонного сбора). Другие ледоколы, которыми оперирует ФЕСКО, находятся в разной степени подготовки к работе. Ее сейчас изыскивает для них судоходная компания.
По словам заместителя генерального директора по безопасности мореплавания Анатолия Сидоренко, на ледоколе “Адмирал Макаров” ведется плановый текущий ремонт. В прошлом году судну и экипажу выпал колоссальный труд по уникальной буксировке дока через канадскую Арктику и Атлантический океан, а потом еще и проводка караванов в Охотоморье. Cкорей всего он подключится уже к зимним операциям. “Капитан Хлебников” сдан в аренду иностранной фирме и работает в Антарктиде, возит там туристов вокруг ледового континента. Портовый ледокол “Магадан” готовится к буксировке плавучего объекта в Индию. Ледоколам не привыкать таскать за собой что-нибудь, в том числе и по южным морям. “Ермак” скорей всего купят власти морского торгового порта Санкт-Петербурга. Во всяком случае, такую заинтересованность они проявляли. В этом случае наш ледокол начнет работать зимой в Финском заливе и в устье Невы.
Как заявил в беседе с корреспондентом “В” начальник службы ледокольного флота ДВМП Филипп Полунин, интенсивность судоходства в восточном секторе Арктики предвидится такой, что одного ледокола будет достаточно для обеспечения проводки судов, которым предстоит снабжать Север грузами. “Красин” будет работать между мысом Дежнева и Медвежьими островами, расположенными в Восточно-Сибирском море.
Менеджеры ФЕСКО разослали запросы с целью выяснить объемы возможных перевозок на Север и их пункты назначения. Официальных ответов еще не получено. Однако из администрации Чукотского автономного округа поступили сведения, что к перевозке будет предъявлено 100 тысяч тонн угля. 70 тысяч необходимо доставить в Певек, остальное выгрузить на необорудованном берегу на мысе Шмидта и в Уэлене. Еще 30 тысяч тонн горюче-смазочных материалов намерено доставить на Север ПМП с помощью ледоколов ДВМП.
Это, конечно, значительно меньше, чем в прежние, лучшие годы, когда на Север ходили целые караваны судов. Так, с 1993 по 1996 год только Дальневосточное пароходство доставляло в Арктику до полумиллиона тонн различных грузов, в том числе и так называемых народнохозяйственных, которых нынче для перевозки не заявлено вовсе. Тем не менее ДВМП подготовило для нынешней навигации 14 судов усиленного ледового класса. Сроки, отпущенные природой для плавания во льдах, невелики, позднее сентября ходить за Полярный круг без ледокола уже опасно.
Но даже если московские чиновники, власти северных территорий или местные коммерсанты в очередной раз с опозданием вспомнят о своем населении, то жителям брошенного края не дадут погибнуть. Уже два года подряд - по зиме и в начале весны снаряжаются экспедиции спасения, когда в тяжелейших условиях, вопреки всем наставлениям с инструкциями и самой природе моряки пробиваются сквозь арктические льды к замерзающим поселкам, чтобы северяне не остались без топлива. Только в прошлом сезоне ледоколам, приписанным к ДВМП, приходилось проводить суда с ГСМ в Энмелен и Сиреники, завозить теплоходами уголь в Оссору.
В нынешнем году ситуация, в которой героизм моряков становится спасением от чиновничьего тугодумия, видимо, повторится. За исключением угля и дизельного топлива возить по большому счету нечего. Генеральных и народнохозяйственных грузов, продовольствия в базовых портах Приморья практически нет. Так же, как и нет денег на осуществление самой программы снабжения отдаленных территорий.
На это обратила внимание и Государственная дума РФ. На одном из своих последних заседаний было принято постановление “Об обеспечении устойчивого развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей”. В нем указывается, что в нынешнем году предусмотрено на эти цели всего 3 миллиарда рублей, что составляет всего 0,35 процента на весь завоз. Налицо тревожная тенденция, поэтому правительству рекомендовано выделить дополнительные средства для снабжения северных территорий. Депутаты отправили обращение президенту России с предложением восстановить в структуре исполнительной власти федерального органа, который бы занимался вопросами “обеспечения устойчивой жизнедеятельности населения районов Крайнего Севера”.
Это вселяет надежду, что хоть в последний момент, но у государства найдутся деньги на закупку необходимых грузов и их транспортировку за Полярный круг и в порты Берингова моря. Но прийти эти средства могут слишком поздно. И тогда вновь понадобится работа моряков в экстремальных условиях, да и затраты будут несоизмеримо выше.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток", Александра САВЕЛЬЕВА, пресс-центр ОАО "ДВМП", специально для "В"