Смерть пятерых в блок-модуле - трагическая нелепость
В дивизионе вышедших из боевого состава атомных подводных лодок еще только приходят в себя от пережитого шока после гибели пятерых военнослужащих.
Известно, что приказом Главкома ВМФ после произведенного расследования обстоятельств трагедии специальной комиссией освобожден с понижением от занимаемой должности командир дивизиона капитан
1-го ранга Анатолий Салин, многим офицерам объявлено о неполном служебном соответствии, строгие дисциплинарные взыскания получили многие флотские начальники, начиная с командующего флотом адмирала М. Захаренко. По факту массовой гибели было возбуждено уголовное дело. Недавно старший помощник военного прокурора гарнизона залива Стрелок майор юстиции И. Гавришенко вынес постановление о прекращении уголовного дела по факту гибели военнослужащих-контрактников В. Баранова, В. Кавалерова, А. Гладуна, Е. Никитина, И. Ганиева на основании ст.5 п.1 УПК РФ - за отсутствием состава преступления.
Следствием по этому необычному делу было установлено, что подводники в то роковое утро 20 марта 2000 года все прибыли на службу и выполняли свои служебные обязанности. Андрей Гладун готовился заступать в гарнизонный караул разводящим, Владимир Кавалеров - в суточный наряд вахтенным по охране территории своей воинской части. В 12 час. 30 минут А. Гладун присутствовал на инструктаже заступавших в караул, все пятеро в 14.00 были на построении личного состава части, а
В. Кавалеров в 14.20 присутствовал на разводе суточного наряда. Во второй половине дня, сняв печать с двери надстройки блок-модуля и открутив болты с крышки люка, они проникли в блок-модуль, где и погибли в результате асфиксии от низкого содержания кислорода во вдыхаемом воздухе в условиях замкнутого пространства.
Их хватились около 18 часов, когда выдавали оружие личному составу гарнизонного караула, оперативно организовали поиски. В 19.20 мичманы В. Скворцов и
Л. Иванов обнаружили приоткрытую дверь надстройки и снятую крышку люка: внутри блок-модуля лежал Владимир Баранов. Когда поисковики спустились в люк, Скворцов сразу потерял сознание, а Иванов стал звать на помощь. Эвакуировать Скворцова пришлось в изолирующих противогазах, после оказанной ему медпомощи он пришел в себя. Извлеченным из смертоносного нутра “бочки” Андрею Гладуну, Владимиру Баранову, Владимиру Кавалерову, Евгению Никитину и Игорю Ганиеву уже помочь было нельзя...
При наружном осмотре “бочки” на расстоянии 50 см от трапа обнаружен с правой стороны от входной двери болт с гайкой и двумя шайбами - именно на этот болт и закрывалась входная дверь железной надстройки, где нашли и пластилиновый оттиск печати воинской части, которой опечатывалась дверь
Судебно-медицинская экспертиза подтвердила все признаки быстро наступившей смерти: цианоз лица, точечные кровоизлияния в конъюнктивах век,точечные кровоизлияния под плевру легких (так называемые пятна Тардье), венозное полнокровие внутренних органов, жидкое состояние крови, разлитые синюшно-багровые трупные пятна. В крови у четверых при судебно-химическом исследовании обнаружен этиловый спирт (накануне был выходной день, который совпал с официальным праздником - Днем подводника).
Допрошенные по делу многочисленные свидетели - военнослужащие дивизиона в своих показаниях были единодушны - никому не ведомы причины, по которым пятеро подводников оказались в блок-модуле. Возможно, первоначально там оказался кто-то один или двое из военнослужащих. Остальные шли на спасение погибавших товарищей. Сейчас можно только гадать, почему они не забили тревогу, а самостоятельно предприняли попытку спасения.
В показаниях командира дивизиона капитана 1-го ранга Анатолия Салина подчеркнуто, что все работы на блок-модулях проводятся только снаружи, входить внутрь можно только в аварийных случаях аварийными партиями с использованием индивидуальных средств защиты. Об этом знал весь личный состав группы 606, где служили погибшие. В тот роковой день никакие работы внутри блок-модулей не проводились и не планировались.
В соответствии с протоколом осмотра документов от 28 марта 2000 года в суточном плане боевой подготовки на 20 марта запланировано с 9 до 16 часов годовое обслуживание группой 606 одного из блок-модулей, не того самого, ставшего братской могилой для пятерых. Другие работы для группы не планировались. В инструкции по обслуживанию блок-модуля указано, что доступ внутрь в процессе его хранения запрещен. В планах годового, ежемесячного, ежедневного обслуживания подобных “бочек” - только внешний осмотр целостности швартовых канатов и крепежа горловины погрузочного люка. Стало быть, пятеро смелых приняли решение самостоятельно проникнуть в люк, без служебной необходимости, без разрешения на то должностных лиц. О целях столь трагической экспедиции остается только гадать...
Итак, уголовное преследование по факту смерти подводников прекращено. Для многих, несмотря на последовавшую серию жестких наказаний, остается загадкой, как в соединении, которое за глаза мичманы, матросы, офицеры называли “дисбатом” по причине строжайшей уставной дисциплины среди личного состава, могло случиться такое из ряда вон выходящее ЧП. Капитан 1-го ранга Анатолий Салин - в недалеком прошлом боевой командир подводного ракетного крейсера, прекрасный специалист (ракетчик-стратег) вступил в командование дивизионом вышедших из боевого состава АПЛ 3,5 года назад и сплотил вокруг себя грамотный боеспособный коллектив: заместитель командира капитан 2-го ранга Виктор Витченко, начальник электромеханической службы капитан 1-го ранга Владимир Черноливский, командир береговой базы подполковник Николай Макаров, капитан 2-го ранга Александр Тушков, заместитель командира по воспитательной работе. В прошлом году А. Салин был награжден орденом. Снятию с должности с понижением комдив предпочел увольнение в запас. Трагическая нелепость поставила точку в карьере офицера. Сейчас Анатолий Петрович вступил в новую должность – 1-го заместителя главы администрации муниципального ЗАТО. Похоже, что судьба продолжает испытывать его и подбрасывает все новые и новые сюрпризы. Едва он облачился в цивильный костюм, как случилось ЧП с перегрузкой баллистической ракеты в бухте Конюшкова. Анатолий Салин возглавил комиссию по чрезвычайным ситуациям, по мнению многих, твердый характер, умение действовать в экстремальных ситуациях, знание ракетной специальности не подвели моряка. По итогам работы комиссии ему вынесена благодарность городской администрацией.
Нескоро еще уляжется боль от произошедшей трагедии, беда пришла в семьи молодых подводников, осиротив детей, оставив безутешными вдов и родителей. Не все могут смириться с мыслью, что многие средства массовой информации в первые дни трагедии в весьма категоричной форме утверждали, что в смертоносное чрево блок-модуля военнослужащие полезли в поисках металла. Как видно из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, эта версия не получила своего прямого подтверждения в материалах расследования.
Сейчас заканчивается оформление документов на получение страховых пособий женам, детям, родителям погибших, оформлены документы на получение пенсий семьям по потере кормильцев. Какими бы ни были эти деньги и льготы, положенные по закону “О статусе военнослужащих”, они не в состоянии вернуть отцов, мужей, сыновей.
Социальное обеспечение семей, лишившихся кормильцев, сводится согласно закону к 50-процентной оплате коммунальных услуг и выплате страховых пособий, а также к пенсии по потере кормильца. В наше время это ничтожные деньги, которые еще до выдачи съест безжалостная инфляция. Не продуманы механизм социальной защиты осиротевших детей, их дальнейшее обучение, получение образования, специальности.
Что касается окладов военнослужащих, мизерных и не сопоставимых даже с уровнем прожиточного минимума на закрытой территории, то скоро не станет желающих, пусть и по контракту, охранять и обслуживать безопасность всего накопленного безудержно стареющего ядерного имущества. То, что создавалось для устрашения предполагаемого противника, оборачивается настоящей бедой как для самих создателей, так и для живущих на этой территории людей.
Автор: Татьяна МОТОРИНА, "Владивосток"