Мы все живем на свалке

Нашумевший случай заражения подростков вакцинной оспой – на самом деле из ряда вон выходящий. В краевом центре санэпиднадзора даже те, кто работает здесь десятки лет, не смогли больше припомнить ничего подобного. Особенно горько оттого, что причиной "возрождения к жизни" ликвидированной в мире инфекции стали работники самого санэпиднадзора - службы, которая должна следить за предотвращением подобных ЧП.

29 июнь 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №807 от 29 июнь 2000

Нашумевший случай заражения подростков вакцинной оспой – на самом деле из ряда вон выходящий. В краевом центре санэпиднадзора даже те, кто работает здесь десятки лет, не смогли больше припомнить ничего подобного. Особенно горько оттого, что причиной "возрождения к жизни" ликвидированной в мире инфекции стали работники самого санэпиднадзора - службы, которая должна следить за предотвращением подобных ЧП.

Но по существу этот пример подтверждает: где тонко, там и рвется. В крае накоплено столько всевозможных токсичных веществ, что никто не может гарантировать, что завтра наши любознательные детишки откопают где-нибудь в утиле яд, не оставляющий шанса на то, чтобы выжить. Года три назад именно такая трагедия разыгралась в Лесозаводске, где на свалке был найден порошок, похожий на соль, – нитрит натрия. Посолив ядом пищу, все члены семьи подписали себе смертный приговор.

Конечно, разработаны специальные инструкции по обращению со всеми химическими веществами, в первую очередь токсичными, и на каждом предприятии, в каждом учреждении они должны строго соблюдаться. Но невозможно ведь без конца накапливать вредные отходы. А самая главная на сегодняшний день проблема в том, что на территории края до сих пор нет полигона по уничтожению этого "добра". Каждый район всеми силами открещивается от такого соседства, начинаются митинги, манифестации, как только краевая администрация пытается остановить свой выбор на каком-то конкретном месте. Людей, конечно, можно понять. А с другой стороны, чему удивляться, когда переполненные на предприятиях емкости исподволь начинают освобождаться. Вот вам прямой путь попадания на открытую свалку веществ, которые должны храниться за семью замками. Был план создать такой полигон на территории Хабаровского края, но он также остался пока нереализованным. Правда, есть в Черниговском районе краевая база ядохимикатов, где должны храниться такие вещества с истекшим сроком годности. Но только, по-моему, божьей милостью удается пока избегать ЧП, исходящих от этого места. База не отвечает современным требованиям и давно требует реконструкции.

Решение вопросов утилизации у нас всегда хронически отстает. Сначала изобретем что-нибудь коварное, а потом мучительно долго решаем, где для него “копать могилу”. Привычная во многих домах вещь – ртутьсодержащая лампа УДМ-300. За ненадобностью такие лампы с легкостью выбрасывают в те же мусорные контейнеры, где они, конечно же, не могут не привлечь внимания вездесущих мальчишек. Как быть? Было множество совещаний на этот счет, долго решали, где возможно обустроить пункт по захоронению ртутьсодержащих ламп. В конце концов выбор был остановлен на территории бывшего кирпичного завода “Единство” в Артеме. Но сейчас, похоже, и этот вопрос тоже завис.

В свое время в крае существовало два пункта Вторцветмета по приему ртутных препаратов. Сейчас кто-то и готов был бы сдать их, да некуда. Не потому ли так часто мы и наши дети оказываемся на опасной территории, где произошел разлив ртути? В таких горячих точках не раз приходилось работать заведующему санитарно-гигиенической лабораторией краевого центра санэпиднадзора Александру Глушаку, и он рассказал, что подобные случаи были и в школах, и в детских садах и, как правило, потому, что хранилась ртуть в недостаточно защищенном месте.

Однажды подростки утащили этот жидкий металл со склада Путятинского рыбозавода. А в Находке целая бутыль с ртутью была разлита, когда сгорел один из частных гаражей. Иногда ртуть обнаруживается и на свалке. Для здоровья такая доступность токсичного препарата может иметь самые печальные последствия, потому что идет его накопление в костных тканях, печени.

Обожают малыши играть в больницу. Теперь им не надо для оснащения “лазарета” искать что-то похожее на иглу – не представляет большого труда добыть настоящий одноразовый шприц. На мусорку их могут выбросить наркоманы, больные туберкулезом или гепатитом. Тот же вирус гепатита очень долго сохраняет свою живучесть, и достаточно царапины на руке, чтобы ребенок с помощью грязного шприца подцепил болезнь. А потом ищи, откуда она свалилась на голову. Централизованно эта по-настоящему большая проблема никак пока не решается. И тут родители могут полагаться только на свою бдительность.

Что касается опасных вакцин, других медицинских препаратов, то на каждый из них есть подробно расписанная инструкция по хранению, уничтожению. Когда-то это делалось в присутствии целой комиссии, теперь в каждом лечебном учреждении за все сполна отвечает руководитель. Но, надо сказать, в больницах сейчас практически не бывает необходимости уничтожать препараты с истекшим сроком годности – медикаменты в дефиците, устаревать нечему. А вот перевязочный, послеоперационный материал категорически запрещается выбрасывать как бытовой мусор – он уничтожается на мусоросжигающем заводе.

Но по большому счету нет четко отработанного механизма по защите нас и наших, увы, чересчур любознательных детей от всевозможных опасностей, которые могут подстерегать буквально на каждом шагу. Мальчишки раскручивают разбросанные в окрестностях Новонежино боеприпасы и остаются без глаз, экспериментируют с огнем и быстровоспламеняющимися порошками и гибнут от ожогов, приносят всевозможную заразу со свалок и потом долго болеют.

Да что говорить, если многие из нас не застрахованы от элементарного – покупки отбракованных и выброшенных на городскую свалку яблок, других фруктов, что по дешевке продают синюшного вида торговцы на вполне легальных рынках.

- На самом деле такой товар может предлагаться покупателям? – поинтересовалась я у заведующей санитарно-гигиеническим отделом краевого центра санэпиднадзора Надежды Кисловой.

- Не исключено. Мы пытаемся бороться, но нам одним не под силу изменить ситуацию. Тут надо вплотную подключаться милиции, другим органам, чтобы перекрыть торговый путь со свалки. К каждому продавцу ведь инспектора и проверяющего не приставишь.

Наша безопасность, здоровье наших детей – в наших руках. Такой неоригинальный в общем-то вывод приходится делать. Виновные в недавнем ЧП будут наказаны. Но, как вы понимаете, нет никаких гарантий, что впредь можно жить спокойно и не волноваться, когда отпускаешь дитя на улицу. Не уставайте предостерегать их.

Автор: Надежда БРАЖИНА, "Владивосток"