Кому принадлежит Владивосток?
Любопытный факт: Владивосток, население которого далеко не дотягивает до миллиона, по своей площади в административных границах стоит среди крупнейших российских городов
Любопытный факт: Владивосток, население которого далеко не дотягивает до миллиона, по своей площади в административных границах стоит среди крупнейших российских городов
Занимая 56154 гектара, или 561,54 кв. километра, мы опережаем даже нашего ближайшего соседа-миллионника город Хабаровск, который раскинулся примерно на 400 кв. километрах. В общем, богат землями наш Владивосток. А кто же владеет всем этим богатством, в чьих руках право собственности на городские земли и кто они - сегодняшние землевладельцы? Ответить на эти вопросы попытался корреспондент “В”.
Для начала разберемся, откуда у небольшого города столько земли. Тут все просто. Территория Владивостока включает в себя весь полуостров Муравьева-Амурского, полуостров Песчаный с прилегающей территорией, остров Русский и еще 33 острова. При этом материковая часть города занимает почти 36 тысяч гектаров, а площадь острова Русского составляет примерно 10 тысяч га. Непосредственно на застроенную часть города приходится лишь четверть его территории - 15 тысяч гектаров.
На начало этого года во Владивостоке насчитывалось 7336 собственников земельных участков, из них 89 юридических лиц и 7247 граждан. В прошлом году на территории Владивостока зарегистрировано 333 сделки по купле-продаже земли. Кроме того, 14 участков земли были подарены, 10 обменены, а 63 унаследованы.
Основную массу земельных собственников составляют самые простые жители Владивостока, приватизировавшие свои дачные участки еще на заре девяностых. Участки на территории города общей площадью 481 га имеют около шести тысяч дачников. Их владения раскинулись в основном в районе Садгорода и Седанки и редко бывают более десяти соток. Существуют, конечно же, и более крупные землевладельцы, купившие землю уже по рыночным ценам. К сожалению, имена этих собственников и местонахождение их участков чиновники по понятным причинам не выдают.
Впрочем, скрывать-то чиновникам особо нечего. Крупных “помещиков” во Владивостоке нет, по крайней мере официально. Этому препятствует наше земельное законодательство, согласно которому просто так вот взять и купить соседний лужок или пару гектаров леса нельзя.
Дело в том, что при покупке участка четко оговаривается его целевое назначение. Если земля приобретается под строительство дома или коттеджа, то разрешат купить ровно столько, сколько для этого необходимо. Если же кто-то захочет схитрить, указав, что приобретает крупный участок, например, для сельскохозяйственного использования, то придется всю землю чем-нибудь засеять, иначе сделку признают незаконной.
То же касается и юридических лиц. Проще всего им купить землю, на которой уже расположена принадлежащая организации недвижимость. Самые крупные частные земельные собственники Владивостока образовались именно таким способом. Сегодня наибольшими участками на территории города располагает АО “Сантехмонтаж”, которое стало пионером в приватизации земли. “Сантехмонтажу” принадлежат сразу три участка по 28986, 4878 и 6174 квадратных метра соответственно, общей площадью примерно в четыре гектара, на которых расположены производственные помещения и прочая недвижимость предприятия.
Второй по величине своих земельных владений - Владивостокский мясокомбинат, который располагает участком в центре города по улице Фонтанной площадью 8268 кв. метров. А замыкает тройку крупнейших частных землевладельцев ДВМП. Пароходство приватизировало 2500 кв. метров городской земли. Однако морякам немного не повезло. Здание по улице Алеутской, где расположен главный офис компании, является памятником культуры, и приватизировать землю под ним запрещено. Поэтому ДВМП пришлось ограничиться лишь долгосрочной арендой столь аппетитного куска земли в самом центре города.
В 1999 году рыночная цена в сделках с земельными участками колебалась от 12 тысяч рублей в периферийной зоне до 30 тысяч рублей за 100 кв. метров в центральной и курортной зонах. Наибольшим спросом пользовались земельные участки под индивидуальное жилищное строительство в районах Седанки и Садгорода.
Выгоды для предприятий от покупки земли под своей недвижимостью очевидны. Во-первых, сразу отпадает необходимость платить за аренду. Во-вторых, земля - это недвижимость, которая имеет свойство с годами только дорожать. И в-третьих, находящаяся в собственности земля резко повышает доверие к предприятию со стороны потенциальных кредиторов. На Западе наличие земельных участков вообще является чуть ли не основным критерием, по которому банки оценивают платежеспособность предприятия.
Тем не менее владивостокские фирмы не очень стремятся обзавестись земельными владениями. Крупные участки под своей недвижимостью приватизировали только семь предприятий, остальные юридические лица покупают в основном лишь небольшие участки под строительство производственных помещений. Это объясняется тем, что подготовить все необходимые документы, которые требует существующее земельное законодательство, довольно сложно. Многие из тех, кто хотел бы купить землю, попросту ждут принятия Земельного кодекса.
Существует еще одна разновидность земельных собственников, пожалуй, самая интересная. По сравнению с ними все частники и предприятия, на долю собственности которых приходится лишь три процента городской земли, просто мелюзга. Это лесничества, военные и мэрия.
Так, в ведении лесного фонда находятся 20 тысяч гектаров земель на территории Владивостока. Для нужд обороны, то есть военным, переданы почти 16 тысяч гектаров. В распоряжении мэрии Владивостока находятся также около 20 тысяч гектаров. Беда в том, что крупнейшие собственники не могут разобраться с границами своих владений, и на территории города происходят настоящие междоусобные конфликты.
Все началось с того, что созданный в 47-м году Владлесхоз волевым решением отсек всю территорию от “Зари” вдоль побережья Амурского залива под земли лесного фонда. “В лесу” оказались без малого две с половиной тысячи гектаров застроенной городской земли. В советское время на такие мелочи внимания не обращали, однако с развитием рыночных отношений вопрос об истинном хозяине ценнейшей земли встал довольно остро.
Вот уже несколько лет Владлесхоз оспаривает право муниципальных властей собирать арендные платежи и приватизировать участки на этой территории. Хорошо, что лесники не могут оспорить права на уже приватизированные здесь земли, а то неизвестно, чем бы вся эта история могла закончиться для частных землевладельцев.
Такая же проблема и с военными. Выяснилось, например, что на земле Минобороны по улице Давыдова построен целый микрорайон. На острове Русском, который целиком находится в ведении военных, уже вовсю идет приватизация недвижимости. Однако право собственности на землю под приватизированными объектами так никто оформить не может. В итоге у администрации города и рядовых землепользователей возникают серьезные проблемы, которые решаются лишь на уровне правительсва и Минобороны.
Вся эта неразбериха закончится в лучшем случае через несколько лет, когда нормативная база по комплексу земельных вопросов будет приведена в порядок, а у военных в ходе намечающейся инвентаризации отберут всю ненужную им землю. Пока же нам остается надеятся, что новая российская власть не посягнет на наши земли и класс настоящих землевладельцев все же станет экономической опорой для развития нормальных рыночных отношений.
Автор: Виктор ГОМАНОВ, специально для "В"