“Уссурийский бальзам”: будем работать!

Здесь каждое утро практически все руководители “прикладываются к рюмке”. Так на “Уссурийском бальзаме” заведено уже много лет. Прежде чем начать выпуск очередной партии водки, настойки или бальзама, эти продукты дегустируют специалисты. Отработанные технологии - это одно, а пригубить и оценить на вкус – это совсем другое.

23 июнь 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №805 от 23 июнь 2000
Здесь каждое утро практически все руководители “прикладываются к рюмке”. Так на “Уссурийском бальзаме” заведено уже много лет. Прежде чем начать выпуск очередной партии водки, настойки или бальзама, эти продукты дегустируют специалисты. Отработанные технологии - это одно, а пригубить и оценить на вкус – это совсем другое.

Здесь уверены – не может долго длиться ситуация, когда местный производитель, проверенный и законопослушный, сумевший создать одно из самых технологически оснащенных и современных в регионе производств, оказывается вдруг совершенно беззащитным перед обстоятельствами.

По мнению главного инженера акционерного общества Василия Мазурика, все началось с поднятия в начале года на 40 процентов акцизов на водку. Уссурийские производители послушно выполнили московские законы. Цена на продукцию резко поднялась. Казалось бы, и другим следовало поднять цену на водку.

- Но почему-то этого не произошло, - говорит Василий Григорьевич. – Очень многие поставщики из Подмосковья сумели найти множество жульнических способов сделать так, что оптовая цена на их продукцию осталась чуть ли не вполовину меньше нашей. Как это возможно, если средняя себестоимость производства легального пол-литра водки в среднем по стране составляет восемь рублей? Плюс к этому перевозка. Хранение. Оптовые надбавки… Вот наша расшифровка цены на бутылку обычной “Арму”: себестоимость напитка – 8,66 руб., рентабельность – 0,39, оптовая цена – 9,03, акциз – 16,80, НДС – 5,17, стоимость тары – 2,50, отпускная цена – 33,50, отпускная цена с налогом с продаж – 35,18 рубля. Если до поднятия акцизов мы могли конкурировать с потоками привозной водки, то сегодня народ вынужден брать привозную, пусть даже более низкую по качеству, но более дешевую. По той причине, что она не проходит у продавцов по кассе. А это – миллионы литров.

Чтобы лучше понять нынешнюю деятельность ОАО “Уссурийский бальзам”, стоит окинуть ретроспективным взглядом историю винокурения в Приморье. Зелено вино гнали еще первые переселенцы, но на промышленную основу изготовление водок было поставлено через десяток лет - после основания Уссурийска в 1866 году.

Крайне низкое качество самодельных спиртных напитков и крайне невысокая цена привозных изделий стали причиной, по которой к проблеме развернулись братья Пьянковы. Старший из них, Михаил Павлинович, впоследствии стал не только водочным королем региона, но и основателем Павлиновского винокуренного завода, переоборудованного в Уссурийский ликеро-водочный завод, прекрасно известный теперь как акционерное общество “Уссурийский бальзам”.

Продукция братьев Пьянковых пользовалась огромной популярностью в Дальневосточном регионе. 350 тысяч рублей (деньги по тем временам громадные), вложенные в строительство предприятия, окупились в короткое время, и завод стал приносить полновесную и устойчивую прибыль в казну города и края.

Надо отметить, что невысокая цена на продукцию братьев Пьянковых обусловливалась в немалой степени тем, что завод работал на местном сырье. Зерно покупалось у крестьян южноуссурийской округи, использовались дары тайги. Низкие цены и высокое качество позволили успешно осваивать зарубежные рынки. К началу первой мировой войны алкогольная отрасль была монополизирована, и спирт из Уссурийска поставлялся в Маньчжурию, Китай, на КВЖД.

Мы с удовлетворением отметили, что традиции одного из старейших предприятий Приморья уверенно продолжают на “Уссурийском бальзаме”. Возможно, именно подобная преемственность позволила так отладить все технологические операции, что дало возможность работать практически без каких-либо серьезных сбоев. Естественно, кроме тех, о которых мы говорили.

Надо сказать, что развиваться новому предприятию было крайне сложно. Завод расположен в исторической части города, в плотной, давно сложившейся застройке. При реконструкции все планировочные решения надо было загонять в границы старого предприятия, следить за высотностью производственных и административных зданий.

Даже заводоуправлению не нашлось места на территории, и его построили на другой стороне улицы. Вообще, бережность, с которой относятся работники “Уссурийского бальзама” к своему родному предприятию, вызывает искреннее уважение. Объекты социальной сферы содержатся в идеальной чистоте и порядке, функционируют прекрасная столовая, медпункт, комнаты отдыха и многое другое, что является показателем высокой производственной культуры.

Мы очень часто задавали вопрос: где бы еще хотели работать рабочие и служащие “Уссурийского бальзама”? Все как один отвечали: “Только здесь”. За этими словами стоит многое: вера в руководство, уверенность в завтрашнем дне и просто та работа, за которую их ценят и уважают.

При совсем средней зарплате в 2500 рублей с завода никто не увольняется. Зато у кадровиков лежат кипы заявлений с просьбами о принятии на работу. Но 1200 “бальзамовцев” - очень хорошо подобранный коллектив профессионалов, чтобы просто так покинуть родной завод.

В том, что здесь действительно качественное и отлаженное производство, нетрудно убедиться даже в ходе простой экскурсии по цехам. Ни один завод страны не добился сегодня таких широких возможностей в создании столь разнообразного ассортимента продукции. Причем большинство наименований – единственные в своем роде. Их производство основано на использовании уникальных растений и трав Уссурийской тайги. Естественно, что качество и надежность, достоинство и размах - достаточно дорогие вещи. Куда проще где-нибудь во Владикавказе гнать на обычной водочной линии поток, используя при этом почти бесплатную рабочую силу. Только ли в дешевой завозной водке причина того, что столь уникальное производство вынуждено сдерживать свои возможности? Мы, например, думаем, что нет. Да и как оказалось, специалисты “Уссурийского бальзама” считают первой причиной то, что сегодня в крае до конца не отлажена политика поддержки местного производителя.

Простой пример. Они поставляют свою продукцию во все регионы России. Но только не водку традиционных сортов, а свои оригинальные напитки. В той же Москве или в Хабаровске им просто не разрешают торговать тем, чего и у тамошних заводов достаточно. При аккредитации в Хабаровске, например, вообще ставят условие: торгуйте тем, чего у нас нет. Плюс к этому обязывают продавать до 60 процентов местной водки. Во как! А у нас все наоборот. Кроме этого во всех крупных городах, где “Уссурийский бальзам” имеет свои представительства - в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и так далее, существует жесткая система учета завозного спиртного. Там ни одна бутылка не минует специальные базы. Потому что ведется автоматизированный компьютерный учет поставок.

В итоге в той же Москве специальное предприятие “Мосалкогольконтроль” всю информацию о наличии спиртных напитков держит под контролем. Количество контрабандной и прочей “левой” водки сведено к минимуму. Отсюда и здоровая конкуренция, и собираемость налогов. У нас же в крае подобная и хорошо зарекомендовавшая себя система не создана. Зато существует (и неплохо) созданное специально для этого предприятие “Приморпродуктконтроль”. А еще 40 оптовых баз, которые торгуют в основном завозным спиртным. Не элитным, высшего качества, а самым обычным и по демпинговым ценам.

Обо всем этом говорили нам на “Уссурийском бальзаме” и подчеркивали: благодаря созданной здесь системе учета любой проверяющий может свободно за считанные минуты выяснить, сколько и куда ушло их продукции. А вот в отношении этих самых оптовых продавцов такого не скажешь.

Какой же выход? Генеральный директор предприятия Галина Савостьянова, сменившая на этом посту Юрия Емеца, ставшего спикером Уссурийской думы, считает, что многочисленные разговоры, в том числе и некоторых краевых чиновников, о том, что заводу надо снижать себестоимость продукции, сокращать собственную розничную сеть и лучше работать с поставщиками и так далее, не что иное, как отговорки. По ее мнению, практически все резервы задействованы. Только в Приморье у завода более 20 своих фирменных магазинов. Рентабельность на каждой бутылке спиртного – минимальная. Дальше уже в убыток. Недавно побывавшие на заводе представители департамента цен краевой администрации убедились в том, что здесь действительно все прозрачно и открыто. Рядом с технологической линией постоянно находится налоговый пост. Чтобы сохранить коллектив и работать стабильно, нужно, по ее мнению, совсем немного – поддержать ту самую курицу, которая несет для краевого бюджета золотые яйца. Для этого не нужно придумывать каких-то особых ограничений и запретов. Достаточно использовать обычные и вполне рыночные механизмы защиты местного производителя.

Пока этого, считают здесь, не происходит, “Уссурийский бальзам” сам предпринимает все усилия, чтобы бороться за свою марку. Вновь заработал, хотя и на минимальной мощности, вошедший в прошлом году в состав акционерного общества Владивостокский ликеро-водочный завод. В его реконструкцию вложены немалые средства, воссоздан коллектив. А фирменную водку “Форпост Владивосток” покупатели оценили по достоинству.

В сложной ситуации сделана ставка на производство фирменных напитков – настоек, бальзамов, “Гербамарина”. Запускаются в производство новые виды продукции – бальзам “Уссурийский тигр”, слабоалкогольные газированные напитки, расширяется выпуск биологически активных добавок к пище – безалкогольных сиропов серии “Таежный мир”, выставленных на участие в конкурсе “100 лучших товаров России”. Прорабатывается экспортные возможности на рынки СНГ и зарубежья.

Мы уезжали с “Уссурийского бальзама” с двойственным чувством. С одной стороны, гордость за то, что не где-нибудь, а у нас в крае создано уникальное производство с оборудованием, машинами и продукцией мирового класса, опытными специалистами, чьи напитки вполне конкурентоспособны и не раз высоко оценивались на престижных международных выставках. С другой – стали догадываться о том, как отлично продуманные подзаконные схемы, опекаемые некоторыми высокопоставленными чиновниками края, направленно воздействуют на уничтожение легального рынка алкоголя.

Нам хотелось бы разделить ту надежду на изменение ситуации, которую, несмотря ни на что, внушали бальзамовцы. Но, к сожалению, пока, и это подтверждают цифры, для оптимизма мало причин. Может быть, в связи с новыми ветрами в политической и экономической жизни что-то изменится? Может, заживем лучше и по карману будет покупать качественную местную водку? Нам сказали, что скоро в Уссурийск, на свою малую родину, должен заехать новый представитель президента Константин Пуликовский. Его обязательно пригласят на завод. Пусть продегустирует. Может быть, он разберется в ситуации, а разобраться уже давно пора.

Автор: Виктор СЕРДЮК, Юрий ФЕДОРОВ "Владивосток"