Флот чрезвычайных происшествий

Жуткой - другого слова и не скажешь - выдалась минувшая неделя для главной квартиры Тихоокеанского флота: Владивостока и близрасположенных к нему баз. Вначале - цепь офицерских самоубийств, что само по себе уже грандиозное ЧП, а в последние дни - техногенная катастрофа, последствия которой при чуть более тяжелом раскладе вполне могли бы быть соотносимы с чернобыльской.

20 июнь 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №802 от 20 июнь 2000

Жуткой - другого слова и не скажешь - выдалась минувшая неделя для главной квартиры Тихоокеанского флота: Владивостока и близрасположенных к нему баз. Вначале - цепь офицерских самоубийств, что само по себе уже грандиозное ЧП, а в последние дни - техногенная катастрофа, последствия которой при чуть более тяжелом раскладе вполне могли бы быть соотносимы с чернобыльской.

Мы нарушим хронологию и начнем с последнего события.

Как известно - об этом уже сообщили информагентства и центральные телеканалы, - 16 июня на ракетно-технической базе (РТБ) флота в бухте Конюшкова (три километра от поселка Дунай, Шкотовский район) произошла авария - именно такой “мягкий” термин предпочитают использовать официальные представители ТОФ. “Около 14 часов во время подъема стратегической ракеты из трюма транспортного корабля из-за технической неиcправности перегрузчика ракета сорвалась со строп-креплений и упала на палубу. В результате механического повреждения корпуса произошла разгерметизация емкости с окислителем ракетного топлива”. Так трактует произошедшее официальная флотская версия.

Справка “В”. “Баллистическая ракета подводного пуска РСМ-50. Находится на вооружении атомных подводных стратегических крейсеров российского флота порядка 20 лет. Дальность полета - около 8,5 тысячи километров. Вес в снаряженном состоянии - 38,5 тонны. Длина - 17,7 метра. Диаметр - 2,37. Боевое снаряжение - 10 разделяющихся ядерных боеголовок мощностью до 1000 килотонн каждая.

Естественно, что флотские чины незамедлительно перекрыли доступ к любым источникам информации. А то, что вынужден был сообщать пресс-центр ТОФ, информацией вообще назвать трудно. Во всяком случае, к приведенным выше нескольким фразам флотским пресс-центром начиная с 17 часов того же дня неизменно добавлялась следующая: “Последствия аварии ликвидируются, угрозы жизни и безопасности людей и экологии нет”. Между тем именно в эти же часы и минуты в городах и поселках южного побережья края - от Дуная до Находки - разрасталась настоящая паника; власти путем радиотрансляционной сети, а милиция методом устного оповещения предлагали жителям покинуть открытые пространства, не выходить из домов и квартир, плотно закрыть окна и двери...

Если на языке ТОФ это называется “угрозы... нет”, то мы, очевидно, по-разному понимаем русский язык.

Информация, которую удалось собрать в такой ситуации корреспондентам “В”, скудна и противоречива, однако мы готовы поделиться ею с нашими читателями. Собеседники в военной форме, попросившие, естественно, не называть их фамилий, сообщили, что транспортный корабль ТОФ выполнял плановый рейс с Камчатки в бухту Конюшкова (прежнее название - Шамиуза), доставляя разнообразное, в том числе и отслужившее свой срок военное снаряжение. Среди прочего на борту находилось 16 баллистических ракет типа РСМ-50. Их выгрузкой и занимались на РТБ флота. 12 выгрузили без проблем. А на 13-й (есть все-таки в жизни чертовщина!) изношенное строп-крепление оборвалось, и ракета с изрядной высоты рухнула обратно в трюм. С этого момента и далее начинается какое-то просто мистическое везение. Во-первых, металлическая сигара, к счастью, повалилась не на другие ракеты, а на палубу. Во-вторых, произошла разгерметизация только емкости с окислителем, созданным на базе азотной кислоты, а не с ракетным топливом, основным компонентом которого является чудовищно ядовитый гептил. По осторожным оценкам специалистов, если бы окислитель с гептилом соединились (да еще с учетом имеющихся в соседних хранилищах “наворотов”), то в течение многих последующих лет мы бы ездили в Находку через Партизанск, так как район от Фокино на юг - точнее то, что от него осталось бы - был бы объявлен закрытой зоной наподобие чернобыльской.

Нам повезло и в третий раз. Не надо быть синоптиком, чтобы узнать: основное направление ветра, причем порой весьма порывистого, на южном берегу Приморья в середине июня - юго-восточное. И если бы так было и на этот раз, приблизительно через 40-60 минут облако азотнокислых испарений накрыло бы Владивосток. Однако 16 июня вялый ветерок “работал” с северного и северно-западного спасительных направлений. Не дойдя до объятых паникой Ливадии, Южно-Морского и Находки, ближе к исходу светового дня ядовитое облако осело на акваторию и растворилось...

Есть, правда, и другая, более жуткая версия, которую успел озвучить один из центральных телеканалов: авария произошла во время перегрузки ракеты в стартовую шахту подводного атомохода. Если это правда, то разговор о возможных последствиях вообще нет смысла вести; потому случись что и вести такой разговор в южном Приморье было бы некому. Впрочем, информация эта - специально подчеркиваем - непроверенная и неподтвержденная.

Да это, по большому счету, и неважно - даже точно известные факты таковы, что волосы встают дыбом. Можно ведь еще напомнить, что буквально в нескольких километрах от места ЧП - в районе бухты и мыса Сысоева - находится полигон захоронений твердых радиоактивных отходов (ТРО) Тихоокеанского флота. Можно напомнить и о том, что на самой РТБ находится на хранении несколько сотен (!) ракет подобного типа, что делать с которыми, никто, похоже, не знает...

...Мы далеки от того, чтобы обвинять Тихоокеанский флот в некоей злокозненности или разгильдяйстве. Техника безудержно стареет, а как финансируется сегодня оборона, знают все. И нет сомнений, что специалисты из управления ракетно-артиллерийского вооружения (УРАВ ТОФ), спасатели сделали все возможное и невозможное, чтобы отвести беду. К слову, наш случай - далеко не уникальный: несколько лет назад также “уронили” свой “Трайдент” американцы - с такими же последствиями...

Мы отдаем себе отчет и в том, что безумные арсеналы вблизи населенных пунктов появились не сегодня и нынче являют собой серьезную головную боль для федеральных органов власти.

Обоснованную тревогу вызывает другой, куда более симптоматичный факт: явные попытки флотского командования максимально скрыть от общественности суть происходящего - в том числе и под предлогом мнимой секретности. Именно мнимой, потому что федеральный закон “О государственной тайне” говорит четко и ясно (раздел 3, статья 7): “Не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях... Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений... несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность”.

Тут, стало быть, два варианта: или флотские командиры совершенно юридически безграмотны, или - что еще хуже - считают, что закон для них не писан. В этой связи интересно будет проследить за дальнейшими действиями прокуратуры.

И еще. Восемь лет назад, когда рвались флотские же склады на Второй Речке, тогдашний мэр Владивостока Владимир Ефремов нашел в себе мужество выйти в прямой теле- и радиоэфир с соответствующим обращением к населению города. В минувшую пятницу ни представители краевой администрации, ни высокие чины из командования флота, ни работники краевого управления ГО и ЧС такого мужества в себе не нашли.

Отмолчались.

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"