Всех извозчиков послали на войну
Владивосток 1900-1910 годов. Н. Матвеев в своем “Кратком историческом очерке г. Владивостока” писал об этом периоде так: “В последнее десятилетие Владивосток вступил уже не с теми надеждами на будущее, какие он питал... Заканчивалось расширение военного порта, заканчивался подвоз материалов для сооружения Китайской восточной железной дороги. Но все-таки все шло на убыль, тем более еще потому, что новые соперники Владивостока, Артур и Дальний, привлекли к себе все внимание. На них не только тратили десятки миллионов, но для них многое отрывали от Владивостока... Вообще Владивосток искусственно оттирался на задний план. В этом отношении для города, как и для всего края, 1900 год был наиболее тяжелым и беспокойным - ввиду объявления их (города и края. - Прим. автора) на военном положении”.
Владивосток 1900-1910 годов. Н. Матвеев в своем “Кратком историческом очерке г. Владивостока” писал об этом периоде так: “В последнее десятилетие Владивосток вступил уже не с теми надеждами на будущее, какие он питал... Заканчивалось расширение военного порта, заканчивался подвоз материалов для сооружения Китайской восточной железной дороги. Но все-таки все шло на убыль, тем более еще потому, что новые соперники Владивостока, Артур и Дальний, привлекли к себе все внимание. На них не только тратили десятки миллионов, но для них многое отрывали от Владивостока... Вообще Владивосток искусственно оттирался на задний план. В этом отношении для города, как и для всего края, 1900 год был наиболее тяжелым и беспокойным - ввиду объявления их (города и края. - Прим. автора) на военном положении”.
Здесь, наверное, надо пояснить современному читателю, почему XX век начался для нашего города с военного положения. Дело в том, что еще в 1899 году в Китае развернулось ихэтуаньское восстание. Начало его тайное общество “Ихэтуань” (“Отряды справедливости и согласия”). В июне 1900 года отряды под знаменами с изображением сжатого кулака вступили в Пекин. А поскольку в Маньчжурии заканчивалось сооружение будущей КВЖД, интересы России были реально ущемлены. Повстанцы разгромили многие станции, повредили железнодорожные пути, были и человеческие жертвы. Забегая вперед, заметим, что введение КВЖД в строй задержалось из-за этих событий до 1903 года.
В этой ситуации европейские страны решили оказать помощь маньчжурской императрице Цыси. На территорию Китая ввели свои войска Германия, Япония, Англия, США, Франция, Италия, Австро-Венгрия и, конечно, Россия.
Что же происходило во Владивостоке в 1900 году? “С 12 июля в городе была объявлена мобилизация, - пишет Н. Матвеев. - Трудно себе представить постороннему, что значит мобилизация для Владивостока и Уссурийского края, где значительная доля населения состоит из запасных нижних чинов. Многие казенные учреждения лишились значительной части своих служащих, то же произошло со многими частными и общественными учреждениями: городской управой, Восточно-Китайской ж.-д., магазинами... В дни мобилизации - 12, 13 и 14 июня - почти нельзя было найти ни одного извозчика. Вместо кучеров ехали бабы и мальчики. В среде местных китайцев началось брожение, многие из них решились ехать на родину...
Хотя в общем отношения между русскими и китайцами мало изменились, но все-таки жизнь была отравлена порядочной дозой взаимного недоверия... Отовсюду из края китайцев выгоняли, и многие мародеры пользовались удобным случаем... С мая по август китайцев уехало отсюда до 10000 человек... На городском базаре около половины лавок стояло запертыми. Некоторые продукты вздорожали на 50 процентов: мясо, сахар, масло”.
Понятно, что война эта закончилась для армий европейских стран победоносно. Командир 1-го Сибирского армейского корпуса, генерал-лейтенант Н. Линевич руководил наступлением на Пекин и его взятием, за что был пожалован орденом Святого Георгия 3-й степени. В декабре 1900 года император Японии наградил орденами 39 русских офицеров “за совместные действия под Тяньцзином и за последующие события”. Н. Линевич получил орден Восходящего солнца 1 степени. А через три года началась русско-японская война...
Владивостока боевые действия не коснулись - видимо, во многом потому, что крепость на берегах Золотого Рога считалась неприступной. Только 22 февраля 1904 года отряд японских кораблей обстрелял восточную часть города, в том числе и форт, названный именем доблестного генерала Линевича - к тому времени командующего Маньчжурской армией, ведущей боевые действия против японцев...
Во время русско-японской войны во Владивостоке базировались 10 миноносцев и отряд крейсеров. Эти корабли нанесли немалый урон противнику, о чем подробно и не раз писалось. Именно владивостокцам пришлось стать первыми свидетелями цусимского поражения: 16 и 17 мая 1905 года сюда пришли остатки второй Тихоокеанской эскадры: крейсер “Алмаз” и эскадренные миноносцы “Бравый” и “Грозный”.
После окончания войны жизнь во Владивостоке подверглась новым потрясениям. В конце октября 1905 года солдаты и матросы устроили неорганизованное выступление, которое обернулось погромами и пожарами, именно тогда сгорела библиотека Морского собрания. Материальные потери города достигли цифры в 8-10 миллионов, число убитых и раненых составило около 180 человек. 10 января 1906 года мирная демонстрация владивостокцев была расстреляна из пулеметов на привокзальной площади. На следующий день восстали артиллеристы Иннокентьевской батареи и другие воинские части. В конце мая 1907 года произошло вооруженное выступление минеров в Диомиде, затем взбунтовались команды миноносцев “Скорый”, “Сердитый” и “Тревожный”...
Судебные процессы над участниками всех этих событий продолжались вплоть до начала первой мировой войны. Военное положение во Владивостоке на протяжении всех первых десяти лет века так и не было отменено. В эти годы по распоряжению властей перестали выходить многие газеты, пытавшиеся писать правду о происходящем, в частности, газета “Владивосток”.
Автор: Иван ЕГОРЧЕВ, действительный член Общества изучения Амурского края, специально для "В"