Светский - это не советский
Еще лет десять назад представить подобное было невозможно. И вот свершилось: на факультете истории и философии Дальневосточного государственного университета в прошлом году открылось отделение теологии и религиоведения! Первые 60 человек стали его студентами. О процессе обучения и различных аспектах преподавания столь необычного предмета наш корреспондент беседует с Анной Здор, доцентом, кандидатом философских наук, заместителем заведующего кафедрой теологии и религиоведения, и Ростиславом Морозом, священником, доцентом кафедры, руководителем отдела религиозного образования и катехизации Владивостокской епархии Русской православной церкви.
Еще лет десять назад представить подобное было невозможно. И вот свершилось: на факультете истории и философии Дальневосточного государственного университета в прошлом году открылось отделение теологии и религиоведения! Первые 60 человек стали его студентами. О процессе обучения и различных аспектах преподавания столь необычного предмета наш корреспондент беседует с Анной Здор, доцентом, кандидатом философских наук, заместителем заведующего кафедрой теологии и религиоведения, и Ростиславом Морозом, священником, доцентом кафедры, руководителем отдела религиозного образования и катехизации Владивостокской епархии Русской православной церкви.
Корр.: Первый вопрос - открытие столь уникального факультета в университете - это дань моде или вполне закономерное явление?
Ростислав Мороз: Думаю, вы со мной согласитесь, что последние десятилетия в России окрашены повышенным интересом к религии. Да, возможно, для кого-то это дань моде. Но для большинства, и в этом я глубоко убежден, - вполне осознанный интерес. Это и стремление наполнить свое существование подлинным смыслом, и соприкосновение с глубоким пластом нашей национальной духовной культуры.
Анна Здор: А мне бы хотелось подчеркнуть закономерность этого процесса. Инициатива открытия богословского отделения принадлежит Владимиру Курилову, ректору ДВГУ. Он давно вынашивал эту идею. И не случайно в дни визита в Приморье святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, который, кстати, посетил наш университет, Владимиру Ивановичу был вручен орден Святого благоверного князя Московского Даниила 3-й степени. В высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Екатеринбурга, Барнаула есть богословские факультеты. В ближайшее время планируется открытие соответствующих факультетов и отделений в Твери, Рязани, Туле. Идея ректора нашла поддержку в комитете по делам национальностей и взаимодействию с религиозными объединениями администрации Приморского края и во Владивостокской епархии Русской православной церкви.
Корр.: И все-таки не оставляют сомнения: не противоречит ли открытие данных специальностей светскому характеру образования?
Ростислав Мороз: Нисколько. К сожалению, многие ошибочно путают понятия “светский” и “атеистический”. Но для такого отождествления нет никаких оснований. “Светский” - значит “неклерикальный”, “нецерковный”. То есть в светском учебном заведении не готовят служителей религиозного культа. Но это вовсе не означает, что светское образование должно быть обязательно атеистическим.
Анна Здор: Недавно нам довелось побывать на конференции “Христианство и образование”, которая проходила в Москве. Организаторами ее были Министерство образования России и фонд христианской культуры “Добро”. Выступавший на конференции президент Российской академии образования
Н. Никандров подчеркнул, что провозглашаемая статьей 28 Конституции Российской Федерации свобода совести распространяется не только на атеистов, но и на верующих. Причем человек имеет право придерживаться религиозных убеждений, действовать в соответствии с ними в любое время и в любом месте, в том числе и в учебном заведении. Это не значит, что в учебном процессе на нашем отделении не будет представлена и позиция тех, кто отстаивает атеистическое мировоззрение.
Кафедру теологии и религиоведения возглавляет епископ Владивостокский и Приморский Вениамин, кандидат богословия, профессор, известный библеист, более 20 лет преподававший в Московской духовной академии и семинарии. Кроме того, мы заключили договор о сотрудничестве с православным Свято-Тихоновским богословским институтом
г. Москвы, который готов оказать ДВГУ помощь - как специалистами-преподавателями, так и учебной литературой.
Корр.: Как человеку непосвященному, поясните мне, в чем отличие теологии от религиоведения?
Анна Здор: Специальность “теология” предполагает углубленное изучение богословских дисциплин. При обучении специальности “религиоведение” ставится акцент на исторических и социологических аспектах религии, на проблемах религиозной философии. Помимо специальной профессиональной подготовки студенты получают широкое общегуманитарное образование: изучают всеобщую и отечественную историю, культурологию, этику, эстетику, психологию, древние языки.
Что касается сферы применения полученных знаний, то она достаточно широка. Выпускники отделения смогут преподавать богословские и религиоведческие дисциплины в высших и средних учебных заведениях, заниматься научно-исследовательской работой. Они будут подготовлены к профессиональной организационно-управленческой деятельности в административных органах власти, к экспертно-консультационной работе в сфере бизнеса и коммерции.
Корр.: Какое место в учебном процессе отводится изучению православной традиции?
Ростислав Мороз: В курсе истории религий представлен весь спектр религиозных традиций. Но православию, безусловно, особое внимание. Не зная православной духовной традиции, нельзя осмыслить отечественную философию, литературу, живопись, музыку, невозможно объяснить особенности национальной истории и национального менталитета. Важно и то, что православием определяется не только наше прошлое, но настоящее и будущее.
Анна Здор: У этой проблемы есть еще один немаловажный аспект. На конференции “Христианство и образование” неоднократно высказывалась мысль, что без религиозной составляющей не может быть полным ни гражданское, ни патриотическое воспитание. У нас есть богатейшая духовная традиция, которая веками служила скрепой отечественной культуры и государственности, питала патриотические чувства россиян.
Без обращения к основам отечественной культуры невозможен выход из того нравственного тупика, в котором мы сегодня оказались.
Автор: Беседу записала Мария ШКВАРКО, специально для "В"