Дороги - наше богатство
Позднее обычного из-за холодной и дождливой весны начался дорожный строительный сезон в Приморье. Сейчас он набирает темпы. Дороги строятся на всех важнейших направлениях – Хабаровск - Владивосток, Владивосток - Находка, Находка – Лазо – Ольга - Кавалерово и других. В этот раз группа сотрудников комитета дорожного хозяйства администрации Приморского края побывала на одной из них, наверное, самой трудной для строительства - автодороге Раздольное - Хасан.
Позднее обычного из-за холодной и дождливой весны начался дорожный строительный сезон в Приморье. Сейчас он набирает темпы. Дороги строятся на всех важнейших направлениях – Хабаровск - Владивосток, Владивосток - Находка, Находка – Лазо – Ольга - Кавалерово и других. В этот раз группа сотрудников комитета дорожного хозяйства администрации Приморского края побывала на одной из них, наверное, самой трудной для строительства - автодороге Раздольное - Хасан.
Три года идет здесь по-настоящему масштабное строительство с привлечением большого количества предприятий, дорожной техники. Видно, как значительно улучшилась дорога от Раздольного до Славянки, хотя и не вся она покрыта асфальтом, зато ликвидированы многочисленные пучины. Почти полностью закончены путепровод на 24 км через железную дорогу Уссурийск - Хасан и подъездные пути к нему. Отремонтирован и уже действует асфальтобетонный завод возле села Барабаш, работающий в полную мощность и обеспечивающий своей продукцией дорожников.
Основное строительство сейчас ведется по направлению на Краскино. Пикет 0.70. Идет спрямление большого участка старой дороги, производится планировка земли, отсыпка верхнего слоя земляного полотна. Дальше выемка. Дорога проходит между двумя каменными откосами, фактически посередине бывшего холма. На склонах работают экскаваторы, бульдозеры, метр за метром вгрызаясь в каменные склоны. В нескольких сотнях метров впереди уже идет укладка дорожного полотна и асфальтового покрытия. Задействованы на этом участке два предприятия - ПМС-220 и Хасанское ДРСП. Участок большой - 10 км, объемы тоже немалые, поэтому, если позволяет погода, работают весь световой день. Предприятия работают на строительстве этой дороги уже не первый год, и на мой вопрос, как сами оценивают сделанное, Николай Лапонников - директор Хасанского ДРСП ответил: “Еще восемь лет назад отсюда и до Уссурийска после дождей проехать было невозможно, а сейчас проезд есть постоянно”.
Еще один большой строящийся участок дороги Раздольное - Хасан на 159-169 км. Работает здесь Спасская ДС ПМК. Много техники. Объемы большие, а сдать дорогу надо уже осенью. Директор Александр Иванов уверен, что успеют. Основания для такой уверенности есть: на объект подвезли ресайклер - машину немецкого производства для укрепления дорожного полотна, способную проходить более 200 метров в день. Предполагается, 10 километров дороги будут готовы через два месяца.
Есть, конечно, проблемы со снабжением, топливом и с техникой. Неустойчивая погода - тоже проблема, дорожники чуть ли не молятся о каждом солнечном дне - поджимают сроки сдачи. Потому что дорогу хочется, конечно, построить быстро, чтобы, как говорится, за державу обидно не было.
Впрочем, есть и другие проблемы, мало зависящие от дорожников Приморья. Сейчас вся дорожная отрасль страны оказалась в очень сложном положении из-за того, что в начале мая упразднено РДА - Российское дорожное агентство и передано министерству транспорта. Фактически происходит ликвидация Федерального дорожного фонда, за счет которого строились, содержались, ремонтировались все федеральные дороги в России, в том числе и у нас в Приморье - почти 500-километровый участок автодороги Хабаровск - Владивосток, задолженность за выполненные работы на которой не погашены еще и за прошлый год. Что будет с этими дорогами, с предприятиями и людьми, на них работавшими? Что будет, если вслед за Федеральным дорожным фондом под ликвидацию попадут и местные территориальные дорожные фонды, из которых финансировались строительство и реконструкция дорог в Приморском крае Раздольное - Хасан, Осиновка - Рудная Пристань, Владивосток - Находка, Находка - Лазо - Ольга - Кавалерово и многие-многие другие? Представить нетрудно.
А ведь без хороших дорог и хорошей экономике не бывать. К слову, вспомним одно хорошее высказывание американцев: “У нас такие хорошие дороги не потому, что мы так богаты, а мы так богаты потому, что у нас такие хорошие дороги”. Так стоит ли гнаться, может быть, и за вполне ощутимыми прибавками в бюджеты всех уровней за счет дорожных фондов, не просчитав, какой ущерб принесут такие прибавки экономике страны в целом?
Автор: Сергей СИНИЦИН