Стальные магистрали выходят в море

В прошлом году грузооборот морских портов России увеличился на 19 процентов, а объемы переработки грузов в портах – на 20 процентов по сравнению с 1998 годом. Во многом эти показатели были достигнуты не без участия российских железных дорог.

14 июнь 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №799 от 14 июнь 2000

В прошлом году грузооборот морских портов России увеличился на 19 процентов, а объемы переработки грузов в портах – на 20 процентов по сравнению с 1998 годом. Во многом эти показатели были достигнуты не без участия российских железных дорог.

Напомним, что после распада СССР Россия в своей европейской части осталась практически без современных морских портов. В итоге экспорт и импорт грузов осуществлялся через территорию Украины, стран Балтии и Финляндии. Поэтому одна из основных задач Федеральной целевой программы возрождения торгового флота, утвержденной правительством еще семь лет назад, касается строительства и развития российских портов, перегрузочных комплексов и железнодорожных подъездов к ним. Что же удалось сделать за последние годы и каковы дальнейшие перспективы развития отечественных портов? Эти вопросы и стали основными на прошедшем на днях совместном заседании коллегий МПС и Минтранса России.

Приведем еще несколько цифр. В настоящее время Россия экспортирует 40 процентов нефти и примерно столько же производимых нефтепродуктов, 25 процентов газа, более 60 процентов проката черных металлов, до 90 процентов цветных металлов и 80 процентов минеральных удобрений, значительную часть круглого леса, пиломатериалов, целлюлозы. Среди импортных товаров преобладает продукция потребительского назначения. В целом перевозки экспортных и импортных грузов всеми видами транспорта возросли на восемь процентов по сравнению с 1998 годом.

Справедливости ради заметим, что на долю железных дорог приходится около 80 процентов всего грузооборота страны, а значит, именно этот вид транспорта сыграл если не решающую, то во всяком случае одну из ведущих ролей в достижении таких результатов. Но вернемся к портам.

Уже за первые три месяца наступившего года переработка грузов в морских портах увеличилась на 20 процентов, также продолжает расти и грузооборот. В значительной мере это обусловлено согласованными действиями Минтранса и МПС по снижению налогов и тарифов. Так, с целью поддержки малых портов установлены спецставки на перевозку угля, металлопродукции, импортной хромовой руды. На предельно низком уровне установлены тарифы на перевозку транзитных контейнеров из стран Азиатско-Тихоокеанского региона по направлениям в страны Западной Европы, Финляндию, Афганистан. С января этого года установлены дополнительные пониженные тарифы на перевозки отдельных грузов в международном сообщении.

В рамках “Программы возрождения флота” построены и введены в эксплуатацию 19 перегрузочных комплексов в морских портах. МПС провело электрификацию и ремонт путей на железнодорожных подходах к черноморским портам. Одним словом, взаимодействие морских и железнодорожных администраций идет полным ходом, о чем свидетельствует статистика по внешнеторговым перевозкам.

Правда, и эти показатели еще далеки от идеала: ни у кого не вызывает сомнений, что российский потенциал по внешнеторговым перевозкам, в том числе транзитных грузов, способен на большее, особенно если учесть выгодное географическое расположение нашего государства. Например, расстояние по трансокеанскому маршруту до крупнейших западноевропейских портов почти в два раза длиннее, чем маршрут, пролегающий через Транссибирскую магистраль. Намного короче и трасса Северного морского пути.

Что же необходимо предпринять для увеличения объемов перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов? Безусловно, одного понижения тарифов мало. Учитывая наступление информационного бума, приоритетом которого являются электронная торговля и скоростные сделки, самое время сейчас говорить о совершенствовании таможенного оформления грузов в морских портах. МПС, Минтранс и ГТК России уже создали технологию перевозок транзитных грузов в контейнерах по Транссибирской магистрали с упрощенным выполнением таможенных процедур. В качестве эксперимента последние два года на этой магистрали допускалось использование железнодорожных перевозочных документов в качестве транзитной декларации или документа контроля за доставкой товара, в результате чего простои транспорта и соответственно грузов в портах были значительно сокращены. Вскоре эта технология будет распространена на все транзитные перевозки грузов.

Еще один немаловажный аспект, затронутый руководством МПС и Минтранса на совместном заседании, - это создание нормативно-правовой базы перевозок грузов в железнодорожно-водном сообщении. Хотя вопрос правового регулирования взаимодействия морских и железнодорожных администраций еще не решен, в прошлом году железнодорожные перевозки в сообщении с торговыми портами выросли на 30 процентов. Одновременно возросли перевозки и в сообщении с портами Балтии и Украины.

Сегодня железные дороги России имеют достаточно развитую инфраструктуру, чтобы выполнить все заявки на перевозки внешнеторговых грузов по всем направлениям, в том числе и в сообщении морскими портами. Есть все основания говорить о привлечении уже в ближайшем будущем экспортно-импортных грузопотоков не только таких постоянных партнеров, как Финляндия, Китай, Казахстан, Украина и Эстония, но и транзитных грузопотоков европейских и азиатских стран.