Билла съел тигр. Хиллари и Моника живы

Пошло второе десятилетие изучения биологии амурского тигра по программе российско-американских ученых. Казалось бы, ничего особенного не было бы в ней, кроме участия иностранцев. Худо-бедно, но тигра в России изучали и раньше, старым проверенным способом, собирая “земную” информацию по различным следам жизнедеятельности кошки. Американцы из Хорнокеровского института диких животных сделали предложение изучать малоизвестные стороны жизни тигра новым методом, от которого кое-кто из отечественных ученых схватился за голову - слежение за хищниками с помощью... ошейников со специальными радиомаяками!

12 май 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №782 от 12 май 2000

На приморских изюбров надели радиоошейники

Пошло второе десятилетие изучения биологии амурского тигра по программе российско-американских ученых. Казалось бы, ничего особенного не было бы в ней, кроме участия иностранцев. Худо-бедно, но тигра в России изучали и раньше, старым проверенным способом, собирая “земную” информацию по различным следам жизнедеятельности кошки. Американцы из Хорнокеровского института диких животных сделали предложение изучать малоизвестные стороны жизни тигра новым методом, от которого кое-кто из отечественных ученых схватился за голову - слежение за хищниками с помощью... ошейников со специальными радиомаяками!

Пуля или живоловка

Так или иначе, метод радиослежения прижился. Сотрудники Сихотэ-Алинского заповедника вместе с американскими коллегами за несколько лет надели ошейники почти на три десятка тигров. Затем “заарканили” более сорока бурых и гималайских медведей. И наконец, пришел черед изюбра - одного из главных охотничьих объектов полосатого охотника.

Еще в советское время в России была разработана методика дистанционного обездвиживания зверей. Для этого использовали мелкокалиберную пулю с иммобилизующим препаратом. Причем с индивидуальным дозированием для каждого животного по его весу, определяемому чисто визуально. Стрелку надо обладать незаурядными качествами, чтобы тихо и незаметно подобраться к оленю на 90 метров, а по возможности ближе, и при стрельбе попасть обязательно в одну из задних ног. Стебелек или веточка на пути пули часто сводили на нет многодневные скрадывания изюбров.

В конце 80-х на территории Сихотэ-Алинского заповедника специалисты по обездвиживанию зверей все же “уложили” четверых изюбров, повесили им отечественные ошейники с радиомаяками и вели несколько месяцев слежение.

Кандидат биологических наук Александр Мысленков, четверть века проработавший в заповеднике, возглавил проект радиослежения изюбров по программе “Амурский тигр”. Чтобы надеть ошейник, Мысленков пошел на два варианта обездвиживания. Первый - стрельба русской пулей Комарова, второй - устройство стационарных живоловок с применением американских шприцев.

Идея с живоловками казалась очень привлекательной. Таежным жителям хорошо известно, что лоси, изюбры и косули зимой посещают копны сена, заготавливаемые людьми на лесных полянах и на болотах. Его заготовка входит в биотехнические мероприятия по зимним подкормкам копытных. Кстати, браконьеры, “подсолив” сено, удачно охотятся в таких местах.

Александр Мысленков с группой помощников с конца лета 1998 года накосил сена, поставил несколько стогов и огородил их капроновой двухметровой сеткой с откидным входом-рамой. Расчет был такой: олень заходит, жует сено, задевает насторожку, и рама закрывает вход. После чего по животному стреляют шприцем с обездвиживающим препаратом.

Шло время, а изюбры редко посещали живоловки. Не помогла и соль. И тут-то вспомнили о желудях. Отсыпали ими целые дорожки к ловушкам и внутри их. И только тогда изюбры наконец-то зашли за желудями в вольер, и двери за ними закрылись.

Наступил черед стрелков. Не спеша, на виду полуплененного оленя, шли они к деревьям, растущим примерно в 20 метрах от каждого вольера, и залезали на заранее сбитые лабазы. Расстояние позволяло прицельно стрелять шприцами. Иногда достаточно было одного удачного выстрела, чтобы изюбр “потерял сознание”.

И все же первый вариант обездвиживания русскими пулями оказался продуктивнее. Мысленков вынужден был буквально превратиться в легендарного следопыта Дерсу, чтобы удачно скрадывать замеченного изюбра и с близкого расстояния поражать его из мелкокалиберной винтовки.

У поверженного оленя экспериментаторы снимали размеры тела, брали на анализ кровь, клочья шерсти, вешали ошейник, после чего на расстоянии ждали, когда животное придет в себя. Одни изюбры вскакивали и тут же уносились прочь, будто с ними ничего и не случилось, а другие вели себя какое-то время вяло, медленно восстанавливаясь.

Пеленг изюбра

Первого изюбра, статного гладкого красавца, в группе назвали Биллом в честь американского президента. Как раз на слуху во всем мире была скандальная история о его “внештатном” поведении, и когда следом за Биллом обездвижили двух годовалых изюбриц, то им соответственно присвоили клички Хиллари и Моника. Правда, последующим оленям отказались давать человеческие имена, и по заповеднику, подавая радиосигналы, забегали Хунтаминка, Голубка, Березка, Таволожка...

Полтора года ученые вели радио- и визуальное наблюдения за Биллом, пока его не съел тигр. А его подруги Хиллари и Моника, по имеющимся сведениям, живы, о чем извещают активными радиосигналами их ошейники.

Всего начиная с конца 1998 года удалось повесить ошейники на 24 изюбра. Из них потеряно девять. Двое пали жертвами тигров, один - рыси... Еще двое - от пули браконьеров на трассе Терней - Пластун. Хотя на открытом пространстве ошейник на изюбре виден отчетливо, но и он, к сожалению, не может остановить браконьера, одним выстрелом перечеркивающего многомесячный труд ученых.

За прошлый год группа Мысленкова 12 тысяч раз пеленговала своих подопечных, определив 3 тысячи точек их местонахождения. Цифры впечатляющие. Разве можно было достичь таких результатов на основе старых методов исследования жизнедеятельности изюбров?

Определены участки местообитания животных и сама структура - центры активности оленей, периферия их территорий. Впереди огромный объем работ, но уже сегодня на основе полученной информации можно подвергнуть сомнению версию о том, что все изюбры совершают сезонные миграции. Бытует мнение среди ученых - биологов и охотоведов о том, что в зимнее время изюбры откочевывают из предгорной тайги восточных склонов Сихотэ-Алиня ближе к морю. Оказалось, более половины меченых оленей оставались и зимой и летом в пределах одного участка обитания. Какая-то часть изюбров в межсезонье перемещалась на расстояние в 45 километров, другая - всего лишь на 20-30 километров и необязательно к морскому берегу.

Ученым еще предстоит с помощью новых методов изучения диких животных выявить зависимость пространственного распределения полосатого хищника от оленя и дать рекомендации к взаимоотношениям в самом сложном таежном треугольнике: тигр - изюбр - человек.

Автор: Евгений СУВОРОВ, пос. Терней, специально для "В"