Реабилитация пьесы

Признаться, не люблю смотреть спектакль, не зная пьесы. Ладно еще, если представление оказывается качественным, а если нет...

28 апр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №778 от 28 апр. 2000

Признаться, не люблю смотреть спектакль, не зная пьесы. Ладно еще, если представление оказывается качественным, а если нет...

В академическом театре им. Горького смотрела спектакль “Плачу вперед” по неизвестной мне пьесе Н. Птушкиной. Кроме чувства стыда и неловкости за театр, актеров, ничего у меня сие действо не вызвало.

Какие проблемы волновали режиссера, поставившего “Плачу вперед”, о чем рассказала его постановка? Да ни о чем. Разве что о стареющем селадоне, чересчур, явно не по возрасту озабоченном проблемами секса, о еще более озабоченной этими же проблемами даме (их принято называть “новыми русскими”) и даже о совсем юной, но уже сексапильной артисточке. Какая откровенная пошлость, дурновкусие царили на сцене. И грешным делом недоумевала я по поводу ни в чем не повинной пьесы Птушкиной, которая на поверку оказалась удивительно чистой и содержательной. И выяснила я это, когда увидела спектакль по этой пьесе в Уссурийском драматическом театре. Именно премьерой “Плачу вперед” театр встретил весну.

Поставил спектакль молодой режиссер Станислав Мальцев как лирическую, немного грустную комедию о силе искусства и магии театра, который стоит любых жертв, и о том, что прекраснее и притягательнее театра нет ничего на свете. И появились на сцене герои подмостков Арлекин, Коломбина, и все происходящее стало немного напоминать игру. Не случайно огромное ложе, стоящее в центре, служило вначале именно сценическими подмостками.

А еще это спектакль о любви, огромной как мир и как чаще всего в мире - несчастливой.

Три женщины окружают состарившегося героя - известного и популярного артиста Михаила Александровича. Давно и безнадежно влюбленная в него Олимпиада, ради своей великой любви готовая на все, законная жена Полина, с которой не один десяток лет прожили они в мире и согласии, играя на сцене, воспитали дочь и даже обзавелись внучком. И, наконец, совсем юная начинающая актриса Натуся - последняя страсть, наваждение, мука и счастье Михаила Александровича. И сколько милых нелепостей, откровений, разочарований, узнаваний несут встречи этих людей. Какой, оказывается, славный текст, далекий, к счастью, от пошлости, остроумный и порой изящный, вкладывает автор в уста своих персонажей. И в отношениях героев не оказалось и тени скабрезности и двусмысленности. А есть нежность, сомнение, неразгаданность.

Немного нелепый, не понимающий современной жизни, свято преданный театру, порой молодящийся, порой смертельно усталый, интеллигентный, запутавшийся Михаил Александрович - таким играет его Геннадий Шапкин. Суховатая, расчетливая, деловая, богатая, но в сущности одинокая и несчастная Олимпиада в исполнении Натальи Остаченовой. Разрывающаяся между семейными заботами и театром, в глубине души добрая, многое понимающая, ироничная Полина - Светлана Кустова. И очаровательная блондинка, открытая для любви, любви вообще, а не к конкретному человеку, Натуся Оксаны Зелинской. Симпатичная, славная компания.

Когда все три такие разные дамы в красивых платьях: ярко-красном, густо-зеленом, ослепительно синем окружают незадачливого Михаила Александровича, он предстает как бы в сиянии радуги и молодеет, и взбадривается от их присутствия.

Понятны и просты отношения, узнаваемы порой ситуации... Порадовали уссурийцы, сумевшие полностью реабилитировать пьесу “Плачу вперед”.

Автор: Галина Островская, специально для "В"