Порт освободили от металла
Железнодорожное ведомство России с января текущего года отменило спецставки на перевозку грузов с уральских металлургических комбинатов, предназначенных к отправке через дальневосточные порты. Для черных металлов ставки повышены от 3 до 15 долларов за тонну. Чем это обернулось для портовиков Владивостока? Потерей 400 тысяч тонн грузов только за первые три месяца года.
Железнодорожное ведомство России с января текущего года отменило спецставки на перевозку грузов с уральских металлургических комбинатов, предназначенных к отправке через дальневосточные порты. Для черных металлов ставки повышены от 3 до 15 долларов за тонну. Чем это обернулось для портовиков Владивостока? Потерей 400 тысяч тонн грузов только за первые три месяца года.
Предыдущие спецставки действовали почти два года, что благоприятно сказалось на общем объеме грузов и позволило портам Владивосток и Находка преодолеть
5-миллионный рубеж грузопереработки в целом за год. Одних только металлов Магнитогорского металлургического комбината два порта в сумме отгрузили на экспорт более трех миллионов тонн. Сейчас, при повышении ставок, все наработанные связи с грузоотправителями поставлены под угрозу срыва.
Экономические расчеты экспортеров показывают, что непомерно высокие железнодорожные тарифы заставят доставлять металлопродукцию, предназначенную для Юго-Восточной Азии, через южные и прибалтийские направления. А поскольку порты Санкт-Петербург и Новороссийск перегружены, продукцию российских металлургов будут перерабатывать порты Украины, стран Балтии, Финляндии. Соответственно, на этот объем сократятся грузоперевозки по Транссибу, уменьшатся поступления в региональный и федеральный бюджеты.
Монопольная политика министерства путей сообщения в области экспортных тарифов уже имеет свои негативные плоды: только по итогам первых трех месяцев года поступление экспорта уральских заводов в порты Приморья сократилось почти втрое. Еще в прошлом году, когда действовали предыдущие ставки, портовики неоднократно обращались к министру МПС Николаю Аксененко с просьбами сохранить тарифы и спецставки на уровне последних двух лет. Однако тарифная политика, проводимая МПС, преследует только интересы своего ведомства. В данной ситуации руководство Владторгпорта сочло возможным привлечь к решению данной проблемы администрацию Приморского края. От имени губернатора Евгения Наздратенко направлена служебная записка и. о. президента России Владимиру Путину с просьбой отменить непродуманное и недальновидное решение МПС о повышении экспортных тарифов. Однако отмены пока не последовало.
Тем временем сокращается не только отправка металлов с Урала, но и его производство на заводах. Производителям невыгодно выпускать продукцию, зная, что возникнут проблемы с ее отгрузкой. Так, в апреле Магнитогорский металлургический комбинат не выпустил ни одной тонны слябов - двадцатитонных металлических пластин. В прошлом году только на одном этом виде продукции Владивостокский порт заработал в копилку своей грузовой базы более миллиона тонн. Сегодня этого груза нет в природе.
Что могут противопоставить собственнической политике МПС портовики Владивостока, удельный вес экспорта в котором составляет более 80 процентов от всего объема перерабатываемых грузов? Наученные горьким опытом сюрпризов от государства и его монопольных ведомств, здесь уповают на собственные силы. Несмотря на снижение объема металлов, портовикам удалось выполнить план первого квартала. Через причалы торгового порта за три месяца перегружено 1 миллион 227 тысяч разных грузов (что на 100 тысяч тонн больше, чем в первом квартале прошлого года). В полтора раза вырос объем контейнерных перевозок - как в экспортно-импортном варианте, так и в каботаже. Оживилась торговля на российско-американской судоходной линии, со второй половины года планируется заход линейных судов Япония - Находка во Владивосток. Большие надежды возлагаются на китайский транзит. Переговоры об обоюдной выгодности этого транзита ведутся между китайскими и российскими транспортниками уже на протяжении трех лет, и наконец-то появляются реальные контуры будущей работы.
Сокращение потока экспорта во Владивостокском порту компенсируют поиском других номенклатур грузов. Недавно на одном из причалов порта были приняты к переработке импортные трубы из Японии. Причем этот вид груза требует особой тщательности при перевалке: за ходом работ ежедневно наблюдали представители сюрвейерской и экспедиторской компаний, а также представители основного заказчика - японской фирмы “Мицуи”. Переработка импортных труб - новое направление в работе порта, однако японские партнеры остались довольны качеством работы портовиков, что позволяет надеяться на продолжение контактов. По-прежнему в порту принимают к обработке лес, целлюлозу, металлолом, чугун, крупногабаритную технику, свежемороженую продукцию, контейнеры. Нет ни одного вида грузов, от которого бы в порту отказались. Причем качеству обработки любой продукции здесь придают первостепенное значение.
Разговоры о том, что причалы порта свободны от судов, мягко говоря, условны. В январе здесь ошвартовалось 74 судна, в феврале - 82, в марте - 94 теплохода. Вагонов под выгрузку и погрузку за последние три месяца было подано более 18 тысяч. У моряков и железнодорожников практически нет претензий к качеству и интенсивности работы портовиков. Остаются только претензии последних к главному железнодорожному ведомству. Вместо стабильной работы с экспортным металлом, отлаженной с большим трудом в последние два года, портовики вынуждены искать новые возможности для загрузки своего предприятия. Но это и хорошо, как прививка от застоя.
Автор: Татьяна АРТЕМОВА, директор по связям с общественностью ОАО "ВМТП", Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"