Не слишком светло в бухте Светлой
В поселке Светлая, что в Тернейском районе, в феврале состоялся стихийный сход граждан. Они согласно протоколу рассмотрели два вопроса: о взрывных работах на дороге, ведущей в местный порт, и засыпке протоки реки Светлой. Поскольку всем этим занимался ОАО “Тернейлес”, сход своим решением запретил ему производить подобные работы, а заодно и вести “отгрузку леса в поселке около реки”. Также сход решил, что “Тернейлес” должен “прекратить строительство второго порта” и “пользоваться одним”, уже существующим в устье Светлой. В общем, как выражались отдельные светлинцы, сход решил “перекрыть кислород” одной из двух действующих здесь лесопромышленных компаний: “Если к нам не прислушаются, на месте работ натянем трос или выставим пикеты”...
В поселке Светлая, что в Тернейском районе, в феврале состоялся стихийный сход граждан. Они согласно протоколу рассмотрели два вопроса: о взрывных работах на дороге, ведущей в местный порт, и засыпке протоки реки Светлой. Поскольку всем этим занимался ОАО “Тернейлес”, сход своим решением запретил ему производить подобные работы, а заодно и вести “отгрузку леса в поселке около реки”. Также сход решил, что “Тернейлес” должен “прекратить строительство второго порта” и “пользоваться одним”, уже существующим в устье Светлой. В общем, как выражались отдельные светлинцы, сход решил “перекрыть кислород” одной из двух действующих здесь лесопромышленных компаний: “Если к нам не прислушаются, на месте работ натянем трос или выставим пикеты”...
Поделили причал и дорогу
Читатели наверняка помнят поселок Светлая по российско-корейскому эксперименту в лесопользовании в 90-х годах с участием знаменитой фирмы “Хендэ”. В настоящий момент совместное предприятие объявлено банкротом, и, по мнению специалистов, его уже ничто и никто не спасет.
Сегодня на обломках СП работают его бывшие учредители - ОАО “Приморсклеспром” и ОАО “Тернейлес”. Помимо аренды лесопокрытых площадей на Пейском и Нахтахинском плато “Приморсклеспром” получил в Светлой в аренду на 10 лет портпункт с 250-метровым причалом, принадлежащий краевому комитету по управлению имуществом, а “Тернейлес” - в собственность 4-километровый отрезок лесовозной дороги, ведущей в порт.
Каждая компания напрямую зависит от другой: “Приморсклеспром” на последних километрах к своему порту должен возить древесину по владениям “Тернейлеса”, а тот, в свою очередь, - загружать суда лесом у чужой причальной стенки. Причем если “Тернейлес” пропускал бесплатно лесовозы “Приморсклеспрома” по своей дороге, то последний установил долларовый “оброк” за каждый кубометр отгруженного леса с причала на борт судна.
Поначалу, при небольшой величине лесозаготовок, “Тернейлес” устраивал подобный вариант. Однако при возрастающем объеме “субаренда” начинала обходиться предприятию в копеечку, и оно решило перейти на самостоятельную отгрузку древесины. В марте 1999 года в “Тернейлесе” составили проект организации рейдовой погрузки судов в устье реки Светлой, согласовали с поселковой и районной администрациями, с управлением Госдальморслужбы и начали работать. Для этого арендовали у поселка участок берега под складирование леса и под погрузочный причал для плашкоутов.
Несмотря на принятые меры, технология рейдовой погрузки древесины в общем экологическом плане далеко не безупречна. Работники “Тернейлеса” сами признают, что “площадка для накопления и отгрузки лесопродукции на плашкоуты” на левом берегу Светлой, в самом поселке, была выбрана не от хорошей жизни. И лесовозный транспорт тащится сюда с бревнами через весь населенный пункт, “создавая массу неудобств для жителей”. Ко всему же сам процесс погрузки древесины на плашкоуты, по оценке специалистов “ТИНРО-центра”, а затем буксировка из устья Светлой к судну, стоящему на рейде, не могут не оказывать отрицательного воздействия на водную фауну.
В октябре прошлого года “Тернейлес” задумал кардинально перестроить погрузку леса на суда - с собственного капитального причала. Свою причальную стенку “Тернейлес” планирует возвести впритык к муниципальной, которую арендует “Приморсклеспром”. Место под “предпортовую площадку для сортировки и хранения” вывозимой из тайги древесины или, проще говоря, нижнего склада, выбрали в километре от порта, на острове, рядом с которым идет дорога в порт. И что немаловажно - ликвидация рейдовой погрузки судов значительно улучшит общую экологическую обстановку в низовье реки.
На сход!
...Итак, по протоколу на сходе присутствовали 146 жителей, подписались же под ним почти 300. Автографы оставили целые семьи - от мала до велика. Как утверждают очевидцы, подписи собирали после этого митинга по домам. В решении схода ничего не говорится о сенокосах на острове, но именно они послужили побудительным мотивом для обсуждения деятельности “Тернейлеса” как в самом поселке, так и его окрестностях.
Администрация поселка передала половину острова, где расположена часть покосов, ОАО “Тернейлес”, а оно, в свою очередь, предложило людям компенсацию - деньгами или разработкой новых сенокосов в местах, где пожелают. Косцы согласились взять деньги, беспокоясь, как бы вообще не остаться без ничего - и без покоса, и без денег.
На сходе помимо “островных” проблем подавляющее число светлинцев говорили о нынешних социальных бедах, постигших поселок. Вспомнили о том, какие золотые горы в виде строительства новой школы, клуба, жилых домов и асфальтированных дорог им обещали при организации совместного предприятия “Светлая”. Подчеркивали, что прошло 10 лет, а поселок по-прежнему живет “в ветхих бараках, которые давно списаны”; десятки пароходов увозят российский лес за границу, а “в поселке нет даже досок, бруса” для ремонта домов; в Светлой постоянно проблема с дровами, причем стоят они баснословно дорого; электроэнергия подается лишь на несколько часов в сутки, телевидение из-за устаревшей аппаратуры практически отсутствует.
Как рассказывал Петр Накушев, начальник Тернейского участка управления Государственной дальневосточной природоохранной морской службы, или, как он себя кратко и просто называет, эколог, о сходе светлинцы немедленно поставили в известность районные власти, администрацию “Тернейлеса”. В Светлой побывали глава администрации Владимир Усольцев и представители ОАО “Тернейлес” вместе с генеральным директором Владимиром Щербаковым.
Тот, кто бывал последнее время в Светлой, не мог не заметить, что, пожалуй, и здешний воздух наэлектризован противостоянием между “Тернейлесом” и “Приморсклеспромом”. И в протоколе схода среди “сенокосных” и экологических вопросов выглядывали так называемые уши несложившегося делового партнерства между этими крупнейшими лесозаготовителями края.
Заместитель генерального директора “Тернейлеса” Геннадий Грабовский заметил, что, как любое предприятие, работающее на перспективу, причем на десятки лет, его компания стремится к полной экономической независимости. Разумеется, “Приморсклеспрому”, получавшему арендную мзду с каждого кубометра древесины, отправляемого “Тернейлесом” за границу, невыгодно, как выразился Грабовский, отпускать конкурента от своей причальной стенки. Кстати, добавил он, мы предлагали “Приморсклеспрому” вместо платы за погрузку каждого кубометра леса отдать нам в субаренду 100 метров причала, однако получили отказ. Именно после этого и пришли к окончательному решению строить свой причал. Но при любом варианте планировали построить “нижний склад” на острове.
Взрывы строительные и социальные
На сходе немало возмущались взрывными работами. Следует пояснить их необходимость. Для строительства площадки под “нижний склад” была выбрана именно часть островной территории. Она наиболее удалена (на 200-250 метров) от главного русла реки Светлой. С нее, огороженной с трех сторон высоким барьером, мусор при сортировке и погрузке древесины (кора и щепа) даже при дождях и талых снегах уже никак не попадет в речку. Вот и решено было тут же, рядом с дорогой, в небольшом “кармане” сопки потрясти взрывом скальник и отсыпать площадку.
И все же, очевидно, перед взрывными работами, пусть и безопасными для поселка, надо было объяснить жителям технологию взрывов. Иначе не получили бы распространения порой просто дремучие рассуждения о последствиях взрывов, вплоть, например, до таких, что в реке вся рыба всплывет вверх животами и светлинцы уже с февраля лишатся подледной рыбалки.
По проекту, верхняя часть протоки должна быть засыпана, и это тоже вызывает негативную реакцию части населения. Ползут слухи, об этом говорилось и на сходе: при первом же хорошем наводнении в Светлой снесет “нас всех” или “будет смыта часть домов”. В этом убежден и эколог Петр Накушев, считающий, что в случае наводнения главное русло без протоки в течение какого-то времени не сможет пропустить всей воды, стекающей с гор в море. Не убеждает его в обратном и тот факт, что для захода в порт судов класса “река - море” само горло устья углублено в среднем до шести-семи метров. Что уже само по себе, уверяют специалисты, служит гарантом для пропуска воды во время даже самых сильных паводков без подтопления поселка. Напомню, что до этого в реку с большим трудом заходили лишь буксиры и МРСы с малой осадкой.
Как отмечает Накушев, технология погрузочных работ не всегда соблюдается “Тернейлесом”. Кроме него природоохранную обстановку в Светлой внимательно отслеживает отдел экологического контроля Тернейского района. Начальник этой службы Надежда Усольцева сообщила, что на основании различных природоохранных нарушений “Тернейлес” только в этом году оштрафован на 42 тыс. рублей и на 35 тыс. рублей ему предъявлено “взыскание за ущерб окружающей среде”. Также “Тернейлес” будет выплачивать ежегодно 19 тыс. рублей, по расчетам “ТИНРО-центра”, за предполагаемый ущерб ихтиофауне и кормовой базе рыб реки Светлой при названном строительстве.
Вероятно, и в будущем в Светлой можно ожидать взрывов социальных страстей, подобных февральским. Недаром как бы постскриптумом в протоколе схода записана просьба к администрации района “выделить деньги для приобретения и доставки топлива”. При этом подчеркивалось, что в поселке работает два крупнейших в крае лесозаготовительных предприятия, которые “отчисляют большие налоги и которых хватило бы на благоустройство поселка и закупку топлива”.
И не дожидаясь новых накалов страстей, администрация района, представители “Тернейлеса”, “Приморсклеспрома”, Светлинского рыбозавода могли бы наконец объединить усилия в решении проблемы: как вывести из социального тупика поселок, третий по количеству жителей и один из последних в районе по качеству жизни.
Автор: Евгений СУВОРОВ, пос. Терней, специально для "В"