Еленин день
Привычным стал жанр газетной рецензии после очередной премьеры приморских театров. Пусть простят меня завзятые театралы, но решила я изменить устоявшейся традиции и написать об удивительной работе в новом спектакле молодой актрисы.
...В прошлом году Лена Варивода окончила театральный факультет Дальневосточного института искусств, курс педагогов Анатолия Бугреева и Татьяны Данильченко. По мастерству актера у Лены была стабильная пятерка, впрочем, она прекрасно училась по всем дисциплинам. Всегда милая, приветливая, интеллигентная, всегда собранная и очень работоспособная. К окончанию института Лена подошла серьезной, думающей актрисой. Роль Даши в комедии
А. Копкова “Слон” в ее исполнении стала одной из лучших студенческих работ театрального факультета за последние годы. Но жизнь дипломного спектакля до обидного коротка, и было до слез жалко расставаться с ее героиней.
...Елена Варивода после окончания института пришла на работу в Камерный театр. Как и положено каждой новой актрисе, пришедшей в коллектив, все началось с вводов. Ибо сказано в Евангелии: “В начале было Слово”. Редкие исключения лишь подтверждают правило.
И вот в марте в Камерном театре вышла премьера комедии А. Копкова “Американское счастье”. В скобочках на программке написано: по пьесе “Слон”. Режиссер - А. Бугреев. Слава богу, зрители снова имеют возможность узнать, понять и, смею надеяться, полюбить странноватую героиню Елены Вариводы.
Думаю, что ее роль в рукописном варианте занимает несколько страничек. Но в спектакле Даша Мочалкина, которую играет Елена, стала едва ли не главной героиней. Отец Даши - нелепый деревенский мужичонка, на которого вдруг обрушилась уйма золота. А как его единолично потратить советскому колхознику? Проблема... Она-то и составляет сюжетную канву пьесы. Во всех перипетиях принимает участие вся семья Мочалкиных и, пожалуй, самое активное - дочь Даша.
Автор определяет Дашу: “Не умная и не совсем дура”. Лена играет великовозрастную девицу, явно не очень здоровую на голову от рождения. Когда на сцене в любой адрес звучит реплика “Дура!”, она начинает орать, гудеть на одной ноте, как иерихонская труба. “Да не ты дура”, - утешают ее, и она моментально смолкает. Бесформенный сарафан, обрезанные драные валенки, нелепый бабий чепец на голове, безбровое, белесое лицо, не отягощенное и тенью интеллекта. (Ах, молодец симпатичная Лена, не боится быть на сцене некрасивой!) Как многие умственно отсталые особы, Даша сверх меры озабочена сексуально. Но как мягко, без тени пошлости обозначает актриса эту озабоченность. У ее героини вдруг загораются бессмысленные глаза, она готова немедленно устремиться за предметом, заинтересовавшим ее. Вообще отсутствие переигрывания и нажима, которые легко представимы в этой роли, строгий вкус свойственны исполнительнице.
Все, что делает Даша, смешно и одновременно до слез трогательно, потому что героиня Лены чиста до боли. Это большой нелепый ребенок, не испорченный бытом, сложностью человеческих отношений, ребенок с его незамутненным взглядом на мир. А порой в глубине этого взгляда вдруг начинает теплиться искорка какой-то недетской мудрости и трагического предвосхищения жуткой развязки.
Какими-то неведомыми путями прекрасно сыгранная Даша вобрала в себя кристальную чистоту Мышкина, странность платоновских обитательниц деревни, притягательность русских юродивых...
Кажется, молодая актриса знает про свою героиню все: неудачное рождение, убогое детство, снисходительно-насмешливое отношение сверстников и взрослых, усталую доброту матери, знает все про нелегкую Дашину будущую жизнь. Отсюда органичное, естественное, как у зверька, сценическое существование Елены Вариводы, ее наполненность и абсолютная вера во все происходящее.
В фантасмагорической истории, что происходит на сцене, мне, например, больше всех жалко именно Дашу. Дашу жалко, а за Лену - радостно. Нечасты на сцене такие многообещающие яркие дебюты.
Автор: Галина ОСТРОВСКАЯ, специально для "В", Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"