В тесной кооперации, но - самостоятельно
В номере за 2 марта этого года в “В” была опубликована статья Валентины Григорьевой “Приморский фарфор, объединяйся!” о возможном слиянии двух фарфоровых заводов - Владивостокского и Артемовского. Точка зрения, отраженная в этой публикации, безусловно имеет право на существование. А что об этом думают на ООО “АФЗ”? Корреспондент “В” беседует на эту тему с директором Артемовского фарфорового Владимиром ОБРАЗЦОВЫМ.
В номере за 2 марта этого года в “В” была опубликована статья Валентины Григорьевой “Приморский фарфор, объединяйся!” о возможном слиянии двух фарфоровых заводов - Владивостокского и Артемовского. Точка зрения, отраженная в этой публикации, безусловно имеет право на существование. А что об этом думают на ООО “АФЗ”? Корреспондент “В” беседует на эту тему с директором Артемовского фарфорового Владимиром ОБРАЗЦОВЫМ.
- Как вы видите решение проблем, стоящих сегодня перед двумя родственными предприятиями?
- Проблемы, стоящие перед ВФЗ, нам близки и понятны. Это отдаленность от поставщиков сырья и материалов, потенциальных покупателей, высокие железнодорожные и энерготарифы. Особенно тяжело отражается на нас произошедший во 2-м полугодии 1999 г. скачок цен на топочный мазут, без которого немыслима работа печей обжига. Если сюда добавить вполне понятные требования энергетиков оплачивать электроэнергию “живыми” деньгами, а не посредством взаимозачетов, то картина складывается нерадостная, что и говорить.
Но выход из сложившейся ситуации мы видим несколько иной, чем назван в публикации. Да, в создавшихся условиях назрела тесная кооперация снабженческих структур обоих заводов. Да, для успешного противостояния экспансии фарфора, идущего с Запада, необходимо расширять ассортимент изделий, повышать качество продукции, тут есть общее поле деятельности и для технологов, и для отделов сбыта. Но все эти вопросы можно решать и без всякого объединения, достаточно скоординировать какие-то совместные действия.
- А в чем вы видите основные препятствия для создания этого “фарфорового тандема”, о целесообразности которого говорит автор публикации?
- Любое объединение должно быть экономически выгодно каждому из предприятий. В нашем же случае положительного результата от объединения для Артемовского завода я не вижу. За время существования наших предприятий на каждом из них сложилось свое направление в производстве фарфора. По ряду причин Артемовский фарфоровый оказался более приспособленным к современным рыночным условиям. Это обусловлено более широким ассортиментом выпускаемой продукции, большим объемом выпуска высокохудожественных изделий. Нам удалось сохранить основной костяк трудового коллектива - профессионалов высочайшей квалификации. Компактное предприятие требует меньших по сравнению с ВФЗ затрат на производство. Отсюда возможность поддерживать более низкие отпускные цены на нашу продукцию.
- Но ведь речь идет о возможной реконструкции. Разве это не заманчивая перспектива?
- Что заманчивая - то заманчивая, любой руководитель от такого бы не отказался. Сплошь и рядом на наших предприятих - вконец изношенные фонды. Но сейчас, чтобы произвести реконструкцию, причем реальную, а не имитацию таковой, нужны миллионы, и не рублей - долларов. Я думаю, что заблуждаются те, кто думает, что объединение заводов прольет денежный поток на наши головы. Вкладывать деньги на перспективу не в чести у нынешних бизнесменов. Да и бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Увы, пока реальна только частичная модернизация. Этим мы и занимались в 98-99 годах. Объем работ выполнен немалый. Благодаря этому нам удалось снизить затраты на топливо на 25 процентов, по электроэнергии - на 10 процентов, значительно сократить внутренние транспортные операции.
- То есть вы - за самостоятельность?
- Надо подчеркнуть, что идея объединения, во всяком случае в ближайшее время, неэффективна. Да и мировая практика говорит о том, что более успешно работают именно небольшие предприятия, естественно, в тесной кооперации с подобными себе.
Автор: Михаил МАТВЕЕВ, "Владивосток"