Приют - зал ожидания, где ждут перемены судьбы
Вот времена настали! Детские сады все чаще переоборудуют в приюты. Первые не нужны, последних не хватает. "Надежда" не стала исключением. Почти два года назад приют разместился в стенах бывшего детского сада на ул. Верхнепортовой, 76а. Думали, временно - оказалось, надолго, за это время здесь побывали больше 160 человек. Но медлить-то было нельзя - за порогом стояли дети, выброшенные на улицу пьяными родителями, голодной жизнью, равнодушием взрослых.
Вот времена настали! Детские сады все чаще переоборудуют в приюты. Первые не нужны, последних не хватает. "Надежда" не стала исключением. Почти два года назад приют разместился в стенах бывшего детского сада на ул. Верхнепортовой, 76а. Думали, временно - оказалось, надолго, за это время здесь побывали больше 160 человек. Но медлить-то было нельзя - за порогом стояли дети, выброшенные на улицу пьяными родителями, голодной жизнью, равнодушием взрослых.
Стасу Ильину исполнилось пятнадцать. Два года назад, когда он лечился в больнице “от нервов”, его мама пропала, бесследно исчезла, так и не приехав за сыном с Русского острова. Отец умер незадолго до этого от беспробудного пьянства. Пацан остался совсем один. Старший брат, который давно живет в Ростове-на-Дону своей семьей, к нему не спешит. Тетушка в ответ на слезное письмо племянника чистосердечно призналась: взять не может - сама еле концы с концами сводит.
Вот уже два месяца, как Стас живет в приюте. Он ходит в вечернюю школу, досыта ест, получает пенсию за отца - 580 рублей и мечтает поскорее стать взрослым.
Семилетняя Юлечка, которой на вид не дашь и пяти, в “Надежде” старожилка - она здесь почти полгода. Попала в приют из больницы, где врачи с трудом выходили малышку после материнских побоев и издевательств, та даже привязывала дочь к батарее. В справке, которую дали Юлечке при выписке, больше десятка заболеваний. Завтраки и обеды ей готовят отдельно, девочка может есть только рис, гречку, выпить немного молока, даже от хлеба ей становится плохо. Юля не отходит от воспитателей, так истосковался ребенок по ласке, она и с нами при прощании бросилась обниматься.
У каждого из 16 приютских детей, которые сегодня живут в “Надежде”, есть своя история, от которой ком становится в горле. Они так много уже успели узнать и хлебнуть в свои неполные 7-14 лет. Поэтому вряд ли стоит удивляться, что восьмиклассница Лена К. сейчас лечится в кожвендиспансере, ее ровесница Аня находится на обследовании в психоневрологической клинике, а непоседа Коля учится в коррекционном классе, впрочем, он здесь не единственный такой.
Приют можно сравнить с детским залом ожидания - маленькие “пассажиры” жизни ждут перемен в судьбе. Кто-то отправится отсюда в детский дом, кто-то - в интернат, кто-то, быть может, обретет опекунов. Но как важно, чтобы приютские стены стали для них домом, пусть даже временным: уютным и теплым.
Увы, в “Надежде” сегодня мало бытового комфорта. Пустые гулкие комнаты, мебели почти нет, в уголке для занятий две старенькие, видавшие виды парты, в столовой - разномастная посуда.
- Сколько было смелых планов, когда вселялись сюда, - рассказывает директор Вера Мелашенко. - Но, как оказалось, по нормам СЭС для приюта, где дети находятся круглосуточно, нужно отдельное здание (мы размещаемся на первом этаже жилого дома), со своей территорией и забором. Надо сказать, совершенно резонные требования. Такое помещение вскоре нашлось, его начали обустраивать по всем правилам, а приют стал ждать переезда. Поэтому траты на саму “Надежду” свели до минимума. Единственное, что мы могли предоставить нашим детям сполна, - это заботу и ласку. В приюте работают три прекрасных воспитателя, врач-педиатр, медсестра, повара - всего 12 человек. Каждый из них относится к девчонкам и мальчишкам как к своим родненьким. Это не пустые слова...
Буквально на днях “Надежда” переезжает в новый городской социально-реабилитационный центр. Он тоже разместился в бывшем детском саду. Это настоящий добротный дом с 2-3-5-местными комнатами, прекрасной обстановкой, душем, кабинетом физиопроцедур, службой психологов и социальных работников. Кормить здесь ребятню будут пять раз в день. Можно сказать, настоящая жизнь приютских детей из “Надежды” только теперь и начинается. Хотя было бы настоящим счастьем, если бы такие приюты в нашей стране вообще не требовались.
Материал о новом социально-реабилитационном центре читайте в одном из следующих номеров газеты.
“Владивосток” продолжает акцию “Беспризорные дети”. Мы приглашаем к разговору всех, кого волнует судьба уличных бродяжек. Наших с вами детей. Как им реально помочь? Звоните по тел. 415-670. Наш адрес: 690600, Владивосток, Народный проспект, 13, редакция газеты “Владивосток”, с пометкой “Беспризорные дети”.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"