Дивиденды доверия “Радиоприбора”
Уникальная ситуация: завод военно-промышленного комплекса той самой сферы российской экономики, где сейчас застой и многомесячные задержки зарплаты, отсутствие заказов и другие хорошо известные проблемы, успешно развивается и даже выплачивает дивиденды своим акционерам.
Уникальная ситуация: завод военно-промышленного комплекса той самой сферы российской экономики, где сейчас застой и многомесячные задержки зарплаты, отсутствие заказов и другие хорошо известные проблемы, успешно развивается и даже выплачивает дивиденды своим акционерам.
Завод “Радиоприбор”, долгие годы изготавливавший электронную начинку для советского милитаристского железа, в середине
90-х годов фактически стоял. Оборонные программы были свернуты, заказов не было, конверсия ограничилась лишь производством не самого замечательного приемника-проигрывателя “Серенада”, себестоимость которого была столь велика, а спрос настолько низок, что выпускать его дальше заводу было просто в убыток.
К 1997 году задолженность по зарплате составляла 9 месяцев, по выплатам в бюджет и налоговым отчислениям за заводом висели многомиллионные долги. Предчувствие катастрофы и угроза полной остановки предприятия стали реальностью. 90 процентов кадров, причем наиболее квалифицированных, было потеряно.
Но в 1998 году “Радиоприбор” ожил. Команда молодых управленцев во главе с председателем совета директоров ОАО “Радиоприбор” Зиновием Головцом смогла найти серьезную работу и получила весьма существенный заказ, который был частью российско-китайского контракта на поставку вооружений и военной техники в Китайскую Народную Республику. Зашумели цеха, на счетах предприятия появились средства.
В таких случаях управленческая политика бывает двух радикально противоположных друг другу направлений. Первое – расплатиться с долгами, повысить зарплату, потратиться на социальную сферу, словом, проесть полученное. Второе – направить средства на разработку новых направлений производственной деятельности, приобрести технологии, оборудование, словом, все вложить в будущее и, может быть, ошибиться.
Совет директоров “Радиоприбора” не пошел ни по первому, ни по второму пути. Головец предложил третье направление, сочетающее принципы и первого, и второго подходов, но главной особенностью было признание наиболее важным завоевание заводом репутации доверия у инвесторов, акционеров и собственного персонала. Опираясь на эту идею, завод принял нестандартное решение для обычной финансовой практики предприятий: по итогам работы в 1998 году были выплачены дивиденды по акциям. Их размер составил 971 процент, такого эффективного процента не выплатила в то время ни одна компания России. Общие выплаты по дивидендам превысили 1 млн. рублей.
“Мы пошли на это для того, чтобы “Радиоприбор” имел достойную репутацию в глазах инвесторов и акционеров, - рассказывает Зиновий Головец. – В России много сейчас говорят о привлечении инвестиций, но инвестор – существо эгоистичное и стремящееся к выгоде, и это совершенно нормальное явление. Зачем ему вкладывать средства в производство, которое в ближайшее время не принесет ему прибыли? И мы продемонстрировали: “Радиоприбор” – это то место, где вложение одного рубля может принести десять”.
Работа на репутацию в условиях общей нестабильности в экономике страны – весьма рискованное занятие. Сегодня есть заказ, работа, а завтра ее может и не быть…
“Понимая это, мы серьезно думаем о перспективах, - говорит Головец. – Сегодня, выпуская продукцию военного назначения на экспорт, мы разрабатываем новые направления по выпуску продукции гражданского назначения для реализации на внутреннем рынке”.
И надо сказать, эта продукция весьма и весьма любопытна. Разработана система “Блик”, электронная технология автоматизированного управления светофорами, освещения улиц в вечернее время и другого электрического оборудования городского хозяйства. Заказчики уже присматриваются.
Выпускается охранная система “Радан”, диагностический комплекс “Рельеф”, который применяется в урологических стационарах. По заказу МЧС России разработан простой, но надежный трехпрограммный радиоприемник, который работает без проводного сигнала. В условиях, когда проводное радио отходит в день вчерашний, такие приемники и призваны заменить традиционные репродукторы на наших кухнях. Выпускается чрезвычайно интересное “изделие” под названием “ГАРД”, которое избавляет рыбаков от необходимости охранять сети от любопытных конкурентов. Это изделие выполняет следующие функции: рыбаки устанавливают сети, оборудованные этой системой, затем снасти притапливаются на небольшую глубину, чтобы с поверхности не были видны поплавки. Рыбаки спокойно уходят в другой район промысла, а вернувшись, посылают кодовый сигнал “ГАРДу”, и сети всплывают, полные добычи.
“Но это не полный перечень продукции, которую мы можем выпускать, - рассказывает Зиновий Головец, - сегодня мы готовы запускать любой товар, который будет пользоваться спросом и приносить нам прибыль. Так, сейчас изучаем рынок полиэтиленовой тары и упаковки: пластиковые бутылки, оболочка для сосисок, хлеба. Рынок весьма емок, и мы найдем там свое место”.
В то же время важнейшим для себя приоритетом, несмотря на кажущуюся всеядность “Радиоприбора”, руководители завода считают разработку профильной техники и получение военно-технических заказов.
Для этого, по словам Зиновия Головца, восстанавливаются связи по возобновлению зарубежных контрактов, в основном с бывшими странами социалистической ориентации. Российская корпорация “Росвооружение”, которая контролирует военно-технический экспорт, находится в тесном контакте с “Радиоприбором”, и инициативы его руководителей находят достаточно хорошее понимание в Москве.
Средства вкладываются и в социальную сферу. “Мы понимаем, что удержать высококвалифицированного специалиста мы можем только стабильно выплачиваемой зарплатой, рост которой должен соответствовать темпам инфляции, - говорит Зиновий Головец. – Поэтому у нас разработана целая система ежемесячного повышения заработной платы, которая, конечно, не столь высока, как хотелось бы, но средняя зарплата на заводе давно превысила 3 тысячи рублей”.
Но больше половины прибыли все-таки направляется на обновление производства, на новые проекты, новое оборудование. “Доверие возникает еще и тогда, когда человек видит свое будущее, связанное с предприятием или фирмой, неважно, какая это связь – или он работает на заводе, или держит его акции, или вкладывает средства как инвестор”, - считает Зиновий Головец.
Совет директоров внимательно следит и за подготовкой кадров, поскольку без молодых специалистов можно, имея все: и финансы, и заказы, тем не менее контрактов не выполнить. Подготовка будущих радиоприборовцев ведется на базе специализированного училища, которое раньше называлось ТУ-47. Ведется подбор специалистов с высшим образованием и на факультете радиоэлектроники и приборостроения в Дальневосточном техническом университете.
В 1997 году “Радиоприбор” восстановил в Садгороде свою базу отдыха “Лесная сказка”, где уже несколько сезонов подряд отдыхают рабочие и их семьи. “Лесная сказка” трудится на “Радиоприборе” тоже в соответствии с новым подходом: завод фактически не вкладывает средств в ее содержание, сдав базу в аренду пансионату, который расплачивается за эту аренду путевками для завода. Их выделяется по 30 в месяц, и некоторые желающие уже отдохнули в “Сказке” дважды.
…Мы прошлись по цехам “Радиоприбора”. Производственные мощности, конечно, не были загружены в полном объеме – в конце концов сегодня не гонка вооружений. Но картина была впечатляющей: на этом заводе все сохранено, не разграблено, не разворовано, нигде не видно следов запустения. Совсем иное обычно предстает перед глазами, когда бываешь на брошенных государством подобных предприятиях.
“Мы нашли свою дорогу в рынок, - уверенно говорит Зиновий Головец. – Завод - это как мини-государство. Если есть понимание пути в будущее, доверие между всеми, кто трудится и организовывает производство, то в это будущее можно глядеть уверенно и оптимистично”.
Автор: Владимир РОЗАНОВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"