В нашу гавань не заходят корабли
Почему в российских портах перестали появляться новые теплоходы отечественных судовладельцев? Да потому, что на них устроена охота со стороны родной таможни. Об этом в один голос с возмущением говорили участники морского совета при администрации края на своем последнем заседании. Как тонко подметил президент холдинговой компании “Дальморепродукт” Юрий Диденко, ситуация выглядит так, будто западные спецслужбы специально платят нашим таможенным органам, дабы те уничтожили российских морских перевозчиков. На самом деле все гораздо проще - дурость.
Ради интереса посмотрите на порты Владивосток, Восточный, Находка и другие. В них вы не увидите современный торговый и рыболовецкий флот. Владельцы и управляющие компаниями и близко не подпускают новые суда к своим берегам. Чужаки перевозят наши грузы, а отечественные компании вынуждены искать работу на зарубежных направлениях.
По сложившейся мировой практике судоходные компании строят новый флот на кредиты банков, самостоятельно купить судно почти никому не под силу. Затем иностранные и российские перевозчики (при общей продолжительности жизни теплоходов в 25-30 лет), как правило, в течение 8-10 лет расплачиваются с кредиторами. Несмотря на то, что крупнейшие в регионе владельцы флота - ДВМП и ДМП поднимают на них гордые российские флаги, суда находятся в долгосрочной залоговой аренде. И при этом приносят ощутимую прибыль своим предприятиям, дают работу морякам, позволяют платить хорошие налоги в бюджеты всех уровней. Это - система бербоут-чартера.
Государственный таможенный комитет с “легкой руки” законотворцев Госдумы и при попустительстве правительства определяет такие суда, как товар, поступивший из-за границы, а не как транспортные средства. И соответственно накладывает на них таможенные пошлины в размере до 26,2 процента от стоимости лайнеров, а она достигает десятков миллионов долларов. Если компания средней руки оплатит пошлину и НДС, то она разорится, а само судно себя никогда не окупит.
Более того, ко всем без исключения судам, вернувшимся из-за границы, таможня применяет драконовские санкции. Пошлиной обкладываются несъеденные продукты, остатки питьевой и технической воды, запасы топлива, даже необходимые для каждодневного ремонта запасные части, если все это было закуплено за рубежом.
Последний пример с новейшим контейнеровозом “Капитан Афанасьев” польской постройки служит тому наглядным подтверждением. Флаг на нем подняли ровно три года назад. А два года назад теплоход ДВМП встал на почасовую регулярную линию между портами Приморья и Республики Корея. 27 декабря 1999 года Дальневосточная оперативная таможня наложила на него арест и начислила штраф компании в размере 1 миллиона 39 тысяч рублей. Вдумайтесь, теплоход пришлось декларировать как временный ввоз товара. Срывались графики международной линии, под удар был поставлен престиж российского флота. Транспортная прокуратура однозначно осудила действия таможенников и подготовила соответствующее определение.
На заседании морского совета его председатель и генеральный директор ОАО “ДВМП” Виктор Миськов заявил, что “родное государство заставляет судовладельцев отказаться от пополнения флота либо не заводить арендуемые по договору бербоут-чартера суда в российские порты. Возрождение российского флота невозможно, пока не снята удавка, затянувшаяся на шее всех судоходных предприятий. Мы вынуждены расхлебывать последствия недальновидных правительственных чиновников, которые заявляют, что России не нужен флот”. Его всецело поддержал Юрий Диденко: “Наши суда, как “летучие голландцы”, избегают родных портов, которые стали для них вражескими. При таких фантастически высоких таможенных сборах выгоднее заходить в соседние порты КНДР”.
Руководители Дальневосточного таможенного управления заявляют, что они руководствуются инструкциями, спущенными из ГТК. Они согласны с возмущениями моряков, но без санкции Москвы не могут влиять на ситуацию. Более того, Дальневосточная оперативная таможня даже после наложения ареста позволяет компаниям использовать суда в каботажных рейсах, понимая, какой иначе возможен убыток.
Не случайно за изменение действующего положения выступит и губернатор Евгений Наздратенко. Во время одной из рабочих встреч с главой кабинета министров Владимиром Путиным он подробно рассказал ему об общегосударственной проблеме. И видимо, глава кабинета понял всю остроту вопроса. По распоряжению и. о президента России даже состоялось заседание Совета безопасности. Если срочно не изменить абсурдное решение, которое может перекочевать в новый федеральный закон о Таможенном кодексе, то более сотни современных судов под российскими флагами никогда не зайдут в родные гавани. Ведь в противном случае банки расторгнут договоры, а российские судовладельцы обанкротятся. Потери государственного бюджета в виде налогов и предположить невозможно. После такого удара российский флот никогда не выйдет на мировые просторы. Не на чем будет выходить.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"