Как УПК в рынок ходили...
Еще 10 лет назад межшкольный учебно-производственный комбинат давал завтрашним выпускникам профессию. Сегодня времена изменились - найти работу непросто даже имеющим опыт. Молодежь стремится в вузы. Получается, учебный комбинат - это пережиток прошлого? В то же время одним из важнейших принципов новой образовательной доктрины министр образования России Владимир Филиппов назвал практическую ориентацию знаний. Вопрос в том, кто и как это должен делать?
Еще 10 лет назад межшкольный учебно-производственный комбинат давал завтрашним выпускникам профессию. Сегодня времена изменились - найти работу непросто даже имеющим опыт. Молодежь стремится в вузы. Получается, учебный комбинат - это пережиток прошлого? В то же время одним из важнейших принципов новой образовательной доктрины министр образования России Владимир Филиппов назвал практическую ориентацию знаний. Вопрос в том, кто и как это должен делать?
Кому это нужно, никому не нужно?
В былые времена учебно-производственные комбинаты считались неотъемлемой частью системы общего образования. Получить профессию в школе, которая завтра давала возможность реализовать право на труд, было нормой. По каким-то причинам не поступившие в вуз или техникум выпускники вполне могли рассчитывать на “корочку” по специальности. Каждую из них - в крупных УПК число специальностей достигало двух десятков - курировали предприятия. Шефскую помощь оказывали не скупясь - швейные машины, токарные станки, автомобили - словом, материальная база, созданная 20 лет назад, служит и сегодня. Шефство заключалось не только в этом: практика, дальнейшее трудоустройство также зависели от предприятий. “Дальзавод”, почтамт, телефонная станция, швейное объединение “Заря”, владивостокский судоремонтный завод, “Радиоприбор” - проще сказать, где не работали вчерашние школьники.
Все рухнуло в одночасье. Предприятия акционировались, начались сокращения. Естественно, в первую очередь вчерашние шефы избавились от школьников - своих рабочих некуда девать. Дальше - больше. Некоторые заводы даже разобрали оборудование из учебных классов комбинатов. Нынче хваленая материальная база представляет собой, как говорится, остатки роскоши. Например, в УПК Советского района, где еще жива специальность “автовождение”, мальчишки тренируются на легковушке 80-го года выпуска: день ездят - неделю ремонтируют. Пуще глаза берегут швейные машины, утюги, компьютеры - новые купить не на что. Нечем залатать протекающую крышу. Не на что приобрести продукты для специальности “пекарь”, принять участие в соревнованиях по туризму... Рынок!
- Может быть, профобразование в школе и правда утратило свою актуальность? - спрашиваю директора комбината Ленинского района Владимира Левченко.
- Мы очень нужны прежде всего детям, - отвечает Владимир Николаевич. - Платное образование сейчас не всем доступно. К нам все чаще обращаются выпускники прошлых лет с просьбой восстановить “корочки”, чтобы устроиться работать по специальности, полученной в УПК.
Геннадий Ермаков, директор Советского УПК, вместо ответа представил данные анкетного опроса, проведенного среди одиннадцатиклассников. На вопрос “Считаете ли вы получение профессии параллельно с полным средним образованием необходимым или без этого можно обойтись?” ответы лаконичны и почти одинаковы. “Занятия нужны... Профессия - это хорошо... Если я не поступлю в вуз, то пойду работать... Это мне очень пригодится в жизни...” А вот статистика Первомайского района: сегодня работают по специальности “автослесарь” 15 человек, “слесарь-ремонтник” - 10 человек, трое - медсестры в поликлиниках, двое - швеи. В целом больше половины выпускников, не поступивших в учебные заведения, работают по специальности УПК. Многим сертификаты пригодились при поступлении в педагогическое и медицинское училища, медуниверситет. Не спорят на эту тему и в районных отделах народного образования. Да, УПК нужны. Дело за малым - в какой форме?
Старая песня на новый лад
В самих УПК активно ищут новые пути развития. Заключают договоры с вузами, чтобы сориентированные на определенную профессию школьники могли продолжить образование дальше. Например, специальность “автослесарь” может плавно “перерасти” в профессию инженера автотранспорта после окончания ДВГТУ. Готов активно сотрудничать с комбинатами ВГУЭС. В этом вузе за последние годы появилось много новых специальностей, у которых нет начального звена: менеджер по туризму, менеджер ресторанного сервиса. УПК Советского района сотрудничает с владивостокским филиалом Московского гуманитарного университета.
Сегодня довузовскую подготовку взяли в свои руки сами вузы. Платные колледжи есть сегодня в каждом из них, и это легко понять: кто откажется от возможности заработать? Ведь даже в школах часы, отведенные для занятий в УПК, по возможности сводят к минимуму, а то и вовсе заменяют платными дополнительными дисциплинами. Выход в этой ситуации один, между прочим, вполне соответствующий рыночным условиям, - сделать межшкольные комбинаты самостоятельными предприятиями. Рентабельными. И это не фантастика. Хотя путь этот ох как тернист.
Что написано пером...
- Моя мечта - хорошая материальная база, - говорит Владимир Левченко. - Это позволит реализовать многие начинания, которые могут быть очень перспективными, открыть новые специальности, востребованные на рынке труда. Например, хлебопекарный цех.
В свое время в Ленинском УПК приобрели хлебопекарные шкафы, с помощью бывших шефов с “Эры” смонтировали, подключили. Набрали две группы по специальности “пекарь”. Раздобыли муки и прочих ингредиентов. Наконец испекли хлеб. А куда его девать? Договорились с близлежащим магазином, там продали. Незаконно, разумеется. Потом булочками и пряниками кормили весь комбинат. Так промучились полтора года. Решили оформить все чин чином. Пригласили санитарные власти, которые выдали десяток предписаний - “вода, свет, коллектор”. Денег, конечно, на все это не было. На том цех и закрыли. А между тем мини-пекарни - тема нынче оч-чень популярная. Впрочем, можно заработать и на швейных изделиях, немудреных распашонках-халатах. А можно оказывать авторемонтные услуги, как это в течение нескольких лет делали в Советском районе. Много чего можно изобрести, если есть стимул. Для учебных комбинатов - это прежде всего самостоятельность.
- Если мы станем самостоятельными, в том числе и юридически, откроем расчетный счет, тогда и задышим свободнее, - мечтает Владимир Левченко.
Надежду дает и постановление правительства Российской Федерации “Об утверждении типового положения о межшкольном учебном комбинате”, подписанное Владимиром Путиным 30 декабря 1999 года. В постановлении говорится об учредителях, об уставе, о праве на бюджетные и иные счета в кредитных организациях, о внебюджетных источниках финансирования. Свобода? Но, как водится, гладко было на бумаге... Взять хотя бы учредителей. Ими могут быть органы государственной власти и местного самоуправления. Во Владивостоке в этой роли выступает мэрия. Казалось бы, логично учредителю поддержать свое детище. Но в УПК Ленинского и Советского районов пока не строят далеко идущих планов по вполне прозаичной причине: на здания комбинатов претендует в одном случае налоговая инспекция, в другом райотдел милиции. Стоят насмерть. Устав? Вроде бы готов, но в связи с вышеуказанным постановлением требует корректив, над чем и размышляют сегодня в гороно. Расчетный счет в банке? Так ведь все в кассу учредителя, а уж из нее - что достанется. С территорией УПК интересно вышло. Вновь обратимся к постановлению. Оно закрепляет за межшкольным комбинатом землю, здания, сооружения, оборудование и предоставляет право сдавать закрепленное имущество в аренду в порядке, определенном законодательством РФ. Может, кому-то от этого и хорошо, но во Владивостоке территория не закреплена ни за одним из четырех комбинатов. Почему? Вразумительного ответа в школьном отделе гороно я так и не получила. Здесь так рассматривается вопрос о самостоятельности комбинатов: этого никто не запрещает. И на том спасибо.
Автор: Ольга ЗОТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"