Тишина шумного детства
Трудно осознать, что неслышащие люди тоже инвалиды. Это начинаешь понимать лишь после посещения государственного специального (коррекционного) учреждения - школы-интерната для неслышащих детей. Здесь самые обыкновенные детки с умными, горящими глазами, которые так много хотят нам сказать...
Парты в небольшом классе стоят буквой П, чтобы ребята могли видеть друг друга. Все ученики в наушниках. Учитель внятно произносит слова в микрофон. Так проходит любой урок в школе-интернате, единственной в Приморском крае. Здесь учатся 206 ребят. После 1998 года это заведение перешло в краевое подчинение, само здание арендовано у города на пять лет. Свой дом холят и лелеют. Четыре года назад к старенькому зданию сделали небольшую пристройку, расширили столовую. Теперь 186 воспитанников, которые проживают здесь постоянно, обеспечены всем необходимым. А вот у остальных ребят возникают проблемы с транспортом. Школа находится в загородной зоне. Добраться сюда можно на электричке или автобусе. Именно по этой причине некоторые ребята вынуждены ночевать в интернате. Родители пишут записки, разрешающие детям ездить в школу одним, но при этом, естественно, очень о них беспокоятся. Однако думаю, что за своих чад им можно не бояться - в транспорте их не обидят. Я сама была свидетелем того, как владивостокская детвора на остановке “Некрасовская” во всеуслышание решила ехать на автобусе до “Океанской” и не платить. “А зачем? Притворимся глухими, их ведь не трогают”. Маленькие, а уже заметили, что к “другим” детям и отношение другое. Вот только стоит ли этим спекулировать?
Здесь мало что напоминает обычную школу. Конечно, как и везде, есть свои отличники и двоечники. Ребята, как и другие подростки, любят красиво и модно одеваться. Но в остальном ничего общего. На переменах не слышно шума и беготни. Детвора спокойно общается друг с другом. Сами учителя отмечают, что в моральном плане их подопечные гораздо чище. Взять ту же столовую - пять лет назад сюда привезли мебель, которая по сей день выглядит как новенькая. Школа напоминает большой, уютный дом. Серость стен и мрак коридоров скрашивают рисунки. Везде лежат ковры и стоят живые деревья. Атмосфера душевная. Выпускники приезжают в любимую школу еще многие годы. Даже из-за конфликтов в семье прибегают сюда, вместе с учителями решают проблемы. Можно смело сказать, что своими выпускниками школа-интернат имеет право гордиться.
Денис Крысин проявил необычные способности в рисовании. Разукрасил все стены в школе. Одна его картина поразила, заставила остановиться. От пола до потолка волны бушующего моря, разбивающиеся о скалы. Показалось, что даже слышишь их гул. Сейчас Денис работает во Владивостоке в рекламном агентстве, расписывает трамваи. А другая выпускница окончила ПТУ, выучилась на кондитера, пошла работать, и никто из ее коллег долго не догадывался, что девушка не слышит.
Только после посещения урока у первоклашек начинаешь понимать, каких трудов стоит этим детям заговорить. “Какое сейчас время года?” - спрашивает учитель. Старательный ученик собирает всю силу воли и пытается ответить. И только потому, что знаешь ответ, понимаешь, о чем говорит ребенок.
Конечно, проблем, как и везде, хватает. Первое, что бросается в глаза, - через дорогу находится тубдиспансер. Правда, Валерий Грачев, директор школы-интерната, утверждает, что такое опасное соседство их пока не беспокоит. На первом месте другие житейские проблемы - выжить и накормить детей. Если не хватает финансирования, то выручают гуманитарная помощь и спонсоры. Очень помогла школе-интернату миссионер владивостокской Христианской пресвитерианской церкви глухих Бэк Гэн Сук, или просто Тереза. В школу-интернат она обратилась сама, приехала осенью и с тех пор бывает здесь каждое воскресенье. Детишкам, с которыми у нее завязались дружеские отношения, она подарила блокноты, футбольные мячи. Благодаря ей и Хан Кю, представителю компании LG Electronics во Владивостоке, в школе-интернате появились цветной телевизор, видеомагнитофон и стиральная машина. Все это хорошо, но неужели наши фирмы и предприниматели не в состоянии помочь детям? Не так уж обеднеют обеспеченные люди, если протянут руку помощи. А техника здесь очень нужна, и не только бытовая. Например, не хватает звукоусиливающей аппаратуры, которая так необходима деткам. Еще в 96-м году один индивидуальный аппарат стоил около миллиона рублей. В рамках целевой программы “Дети-инвалиды” школа-интернат сделала заявку на 10 комплектов звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования. Сейчас вся надежда на государственную помощь. Честно говоря, меня немало удивило то, что детям нужен новый музыкальный инструмент. Оказывается, именно он помогает сделать речь интонационно окрашенной. Одно дело наслаждаться музыкой нам, слышащим. А вот глухим... Даже мурашки бегут по коже, когда представляешь, что мог бы оказаться в подобном мире, где слышать самые обыкновенные звуки - большая радость. Еще ребята очень любят танцевать. Так отплясывают, что позавидуешь! Специально для этого с ними работает профессиональный хореограф.
Учителя отмечают послушание и особую усидчивость своих подопечных. Их 12-летняя программа обучения приравнивается к девяти классам в общеобразовательной школе. Иностранный язык не преподают, но ребята с удовольствием посещают факультатив по английскому. Когда его не было, они сами изучали словарь. На уроках труда девочки занимаются швейным делом, мальчики - столярным. Ребята стараются, потому что понимают, что это, возможно, их будущий хлеб.
Раньше была возможность отправлять детей на дальнейшее обучение в Иркутск, где находится специальное учреждение для обучения неслышащих. Но теперь шансы снизились практически до нуля. А еще ребята очень любят спорт. Даже участвуют в ежегодной спартакиаде среди коррекционных школ. На прошлых соревнованиях заняли четвертое командное место. Словом, стараются не замыкаться в своем тихом мирке. С большим удовольствием общаются со слышащими. Между прочим, язык жестов для них не главный. Они очень неплохо читают по губам.
Сказать, что школа-интернат живет одной надеждой, нельзя. А на проблемах здесь стараются особенно не зацикливаться. Ведь главная задача - подготовить ребят к жизни со слышащими людьми.
Автор: Ирина ИВАНЮШИНА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"