Школьник под ружьем? А вот и не страшно
“В целях реализации требований федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” в 10-11-х классах общеобразовательных учреждений в курсе “Основы безопасности жизнедеятельности” Министерством образования России рекомендовано изучение основ военной службы. Минобразования совместно с Минобороны разработало примерную учебную программу... и рекомендует начать ее введение с 1999/2000 учебного года...”
“В целях реализации требований федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” в 10-11-х классах общеобразовательных учреждений в курсе “Основы безопасности жизнедеятельности” Министерством образования России рекомендовано изучение основ военной службы. Минобразования совместно с Минобороны разработало примерную учебную программу... и рекомендует начать ее введение с 1999/2000 учебного года...”
Первый заместитель министра общего и профессионального образования России А. Киселев
Не стоит пугаться новой волны милитаризации. Как считают в министерстве образования, получение начальных знаний о военной службе, умение защитить себя и других людей от той или иной опасности любого характера - это объективная необходимость в нынешней ситуации. Начальная военная подготовка в школах преподавалась всегда. Изменялись только названия и подход к обучению. В конце 80-х НВП была модифицирована в систему допризывной подготовки юношей к службе в вооруженных силах. Занятия проводились в 10-х и 11-х классах, а учебно-полевые сборы - в оборонно-спортивных оздоровительных лагерях на завершающем этапе обучения продолжительностью шесть дней. 1 сентября 1991 года во всех общеобразовательных учреждениях РФ ввели новый предмет - ОБЖ. Но к середине 90-х Минобразования стало отходить от установленных принципов подготовки учащихся по курсу основ безопасности жизнедеятельности: попробовали объединить ОБЖ с другими предметами, что привело к неразберихе в тематике курса, его содержании и методике преподавания. Во многих школах этот предмет долгое время или вовсе не преподавался, или читался на факультативной основе.
В 1998 году Минобразования России рекомендовало внести в действующие программы курса “ОБЖ для учащихся 10-11-х классов” раздел “Основы военной службы”. Но до сих пор не решен вопрос организации и проведения учебных сборов.
Может возникнуть вопрос - стоит ли вообще заниматься этой проблемой? Мол, армейская служба ничего хорошего не дает. Не лучше ли создать контрактную армию наподобие западных? У военного штурмана первого класса морской авиации Виктора Комиссарова на этот счет есть свое мнение:
- Я около трех лет преподавал основы безопасности жизнедеятельности в
53-й школе Владивостока. В то время, когда шло повальное отрицание как хорошего, так и плохого в нашей системе среднего образования, я собрал все учебники по НВП (начальная военная подготовка) и сохранил их. Мне кажется, что основы военной службы нужно преподавать школьникам по одной простой причине - юноша не будет беззащитен в армейской среде. Если надо - даст отпор, если надо - защитит другого. А насколько станет легче готовить молодых бойцов! Ведь вместо зубрежки азов воинской службы солдат будет учиться выживать в бою. Единственное, что нужно сделать, - это помочь преподавателям взрастить в новом поколении россиян патриотические чувства. Ведь почти каждый мальчишка, который в детстве играл в “войнушку”, мечтает пострелять из настоящего оружия. Вот и надо направить эти желания в нужное русло - Родину защищать!
Преподаватель-организатор ОБЖ школы № 67 Артур Лебедев:
- Основы военной службы в школе несомненно нужны. Сам я офицер в отставке и на своем опыте убедился, насколько важна начальная военная подготовка, ведь в армию сейчас идут юноши, не всегда морально готовые к военной службе. Что же касается контрактной армии, ее в России еще долго не будет, основная причина - деньги. Так что придется молодежи идти служить в соответствии с законодательством РФ, ведь пока есть государство, армия будет нужна. Для каких целей - это уже другой вопрос.
Интересно, что думают сами ученики. Константин Орлов: “Мне лично основы военной службы пригодятся для поступления в военное училище. Такую цель я поставил перед собой давно, и появление в школьной программе нового курса мне очень помогло”. Дмитрий Дряхлов: “ОВС - это самый интересный предмет в школьной программе, можно даже сказать, отдушина. Не знаю, как остальным, но мне изучение гражданской обороны доставляет огромное удовольствие. Никогда не знаешь, какие из полученных знаний придется применить на практике”. Алексей Довнар: “Сегодня, когда боевые действия ведутся постоянно, нет гарантии, что основы военной подготовки не пригодятся. А коли так, то ОВС надо изучать - мало ли что может произойти. Но если честно, то служить в сегодняшней армии не хочется, тем более в должности офицера. Я убедился в этом на примере своих родителей-военнослужащих”.
Выходит, не надо бояться военного обучения. Это давно проверенная форма подготовки защитников Отечества, которая может хоть в какой-то степени гарантировать родителям возвращение их чада из армии живым и здоровым как физически, так и душевно.
Но есть одна проблема. Как считает директор 56-й школы Владивостока Наталья Широкова, вернуться к старой системе обучения военному искусству уже невозможно, а перейти к новой - пока нереально. Все потому, что, во-первых, нет денег, а во-вторых, не хватает специалистов. “В нашей школе мы ощутили эту проблему на своей шкуре - с декабря пытаемся найти замену преподавателю ОБЖ, даже объявление на биржу труда дали, но ничего не получается. Я думаю, что нововведение останется нереализованным еще пару-тройку лет”.
Автор: Ренат ЗАЙНУТДИНОВ, специально для "В"