В большом мире не потерянные
Уметь говорить по-английски - меньшая из побед, одерживаемых ребятами в “Мэджик ленд”. Гораздо большая - уже не угасающий настрой на творчество...
“В” уже не раз писал о традиционных сменах для школьников с погружением в английский язык. Как всякое новое дело, организаторы начинали его несколько лет назад с осторожностью - получится ли? Сомнений давно не осталось: смены оказались более чем востребованы, и ребята погружаются в английский теперь каждые каникулы. А идея бурно развивается, в ней участвуют все новые люди. Итак, на предстоящих каникулах создатель смен Елена Чижевич вновь приглашает желающих погрузиться. На этот раз познавательная тема - связь времен и народов.
- Нас нередко спрашивают: ну как вы можете обучить английскому за 7-10 дней? - рассказывает Елена Чижевич. - В таких случаях мы обычно отвечаем: мы не учим, и дети ничего не зубрят, мы создаем необычную среду, в которой происходит нечто. Во-первых, мы сразу же задаем правила игры: все говорят только по-английски. Дети это правило принимают очень быстро, потому что игра для них вообще органична, они еще не оторвались от ее условности. Во-вторых, постижение языка происходит опять же в органичной для ребят игре: мы все время в поисках чудес и кладов, расшифровке таинственных карт, у нас постоянно происходят театрализованные представления с переодеванием, ролями, гаданием. У нас оживают сказки и легенды разных народов мира, у нас нет ничего будничного и простого.
И в-третьих, все это пробуждает эмоции: детям интересно! А когда им интересно, тогда в процесс познания включаются эмоции, мышление ускоряется, знания и язык впитываются естественно. Ребенок уже чувствует: без языка никуда, без языка - скука. И представьте, этот стартовый механизм начинает действовать и дальше. Ребенок и после смены уже открыт для информации: он слышит английскую речь на уроке, и она не отскакивает от него, как раньше, а поглощается, находя отклик в душе. Он слышит о семи чудесах света (а такая смена у нас тоже была), и эта информация тоже отзывается в нем, хочется знать еще больше - ему это уже пригодится.
- Ну а чем отзовется нынешняя смена - связь времен и народов?
- Эта тема тоже пришла не случайно: идет ведь 2000 год. Знаете, какой была встреча нового года у подножия египетских пирамид? Грандиозное лазерное шоу, которое символизировало, что существует неразрывная связь между древним и современным мирами, между разными культурами, народами, традициями. Постичь эту связь, принять и понять различие и единство разных культур наконец-то дано человеку третьего тысячелетия. Планета с трудом, но начинает понимать: мы - единое целое, не надо распрей, религиозных войн, человек разумный может взять лучшее в традициях разных народов. В культуре Востока - сердечность, интуицию, духовность. В культуре Запада - прагматизм, логику, приоритет научных знаний. Истина - в соединении того и другого...
- Неужели все это можно донести до детей?
- Мы не проводим уроков по истории философии. Философия - в череде простых действ и праздников. Вот день культуры Индии, любимый у индийцев праздник цветов, который символизирует культ матери. Мы проиграем его (естественно, на английском), посвятим ребят в суть легенд, и лишь прикоснувшись к культуре прекрасной страны, они почувствуют ее вкус. Потом будут Древний Рим, Египет, Греция...
- Лена, как всегда, в смене будут иностранные вожатые?
- Обязательно, ведь англоговорящий вожатский состав - это одно из главных условий. На этот раз с ребятами будет опытный педагог, автогонщица, специалист по театрализованным представлениям канадка Сара Андерсен. Ну и естественно, вожатые из языковых вузов Владивостока. Еще наша изюминка - спорт. И тоже не простая зарядка. Все вожатые занимаются восточными единоборствами. Для ребят в смене - уроки карате, для девочек - восточной пластики. Кстати, такой спортивный вожатский состав позволяет поддерживать здоровую дисциплину - это тоже важно. Смены наши небольшие, к этому мы пришли опытным путем: количество ребят - не больше двух классов, чтобы все помещались в холле, знали друг друга. В огромном лагере ребенок все равно потерян, а здесь он в поле зрения и внимания.
Кстати, немало полезных знаний я привезла из Австралии, где была несколько месяцев назад по линии Ротари-клуба. Что больше всего понравилось: подход к воспитанию ребенка, к общению с ним - чрезвычайно уважительный. У нас нередко так: ты - маленький, глупый еще, я все за тебя решу, а ты помалкивай. Там мнение ребенка спрашивать обязательно! Вспоминаются чьи-то мудрые слова: если в нации культивируется уважительное отношение к детям, такая нация будет процветать...
Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"