Не уверен - не выезжай
Во Владивостоке на 800 тысяч населения зарегистрировано около 400 тысяч автомобилей. Водительские права у нас не имеет только ленивый. Не секрет, что нынешним молодым уже не надо всю жизнь копить деньги для покупки авто. Соответственно, и отношение к автомобилю изменилось. Его уже не так берегут, в том числе и от повреждений. Культура вождения тоже изменилась значительно со времен автомобильного дефицита. И к машине, и к соблюдению ПДД (правил дорожного движения) относятся все более небрежно. Ведь наказания за нарушения не сильно бьют по карману.
Хочу в связи с этим рассказать о некоторых неприятностях, которые может иметь любой на дороге.
Дело в том, что взаимоотношения участников дорожного движения регламентируются не только упомянутыми ПДД. Если произошло ДТП (дорожно-транспортное происшествие) с вашим участием и кому-то был нанесен ущерб, то в действие вступает еще и Гражданский кодекс РФ. А его-то, я думаю, изучают не во всех автошколах. Поэтому и гоняют их недавние выпускники, не зная, что управляют согласно Гражданскому кодексу “источником повышенной опасности”, к которому относятся все транспортные средства. А это значит, что вы, как владелец этого источника, должны будете возместить вред, причиненный им, независимо от вашей вины в этом. Например, наехав на пьяного пешехода, переходящего улицу в неположенном месте и повредив ему что-нибудь, вы будете оплачивать ему лечение, а если он останется инвалидом - то всю жизнь вы будете ему выплачивать возмещение вреда. Например, зарплату, которая у него была до травмы. Теперь представьте, что зарплата у него была в долларовом исчислении.
Если даже авария произошла не по вашей вине, а по вине самого пешехода - не легче. Работники ГИБДД к вам претензий иметь не будут, а вот Гражданский кодекс РФ - да. Если вы сомневаетесь в моих словах, прочитайте статью 1085 этого кодекса. Ведь вы являетесь владельцем источника повышенной опасности, а пешеход - нет. Я думаю, для многих водителей подобное требование пострадавшего будет полной неожиданностью.
Раньше, помню, водитель при возникновении аварийной ситуации старался уйти в сторону, разбить машину, но ни в коем случае не задеть пешехода. Вы скажете, просто раньше люди были добрее друг к другу. Может быть. Но ведь прошло не больше 20 лет с тех пор! Кадры “Дорожного патруля” показывают все большее число ежедневных наездов на пешеходов. Видимо, водители не знают, чем это им грозит. А те, кто знает, может быть, поэтому и удирают с места происшествия, вступая в конфликт уже с другим кодексом - Уголовным.
Кто-то может подумать, что насмерть задавить нарушителя-пешехода будет “чисто дешевле”. Тогда и претензии никто не будет предъявлять. Ошибаетесь. Статья 1088 Гражданского кодекса говорит, что претензии по случаю потери кормильца вам предъявят иждивенцы либо родственники погибшего. Например, его ребенок, несовершеннолетний либо родившийся после его смерти, а также жена или один из родителей потерпевшего, занятый уходом за этим ребенком. Соответствующее пособие на жизнь им выплачивать будете именно вы. Конечно, по решению суда.
Остается только удивляться, что пешеходы у нас все еще настолько юридически неграмотны, что не разорили лихих водителей. Представьте, что они будут знать свои права и переходить улицу, где им вздумается. Вам стал более понятен заголовок этой статьи? Не уверен в своих финансах - лучше ходи пешком.
Если вы думаете, что случай наезда на пешехода - единственная неприятность, могущая подстеречь водителя на дороге, то ошибаетесь. От пешехода-то увернуться еще можно. А сможете ли увернуться от такого же “мастера”? Просто, когда в столкновении виноват кто-то один. Он тогда и оплачивает ремонт обеих машин. А если виноваты оба водителя? Например, столкновение произошло на осевой линии разметки. Тогда получается, что каждая из столкнувшихся машин выехала на полосу встречного движения. Да мало ли коллизий содержат наши ПДД! Порой и инспектора не могут разобраться, кто прав, кто виноват в аварии. Поэтому вполне может быть так, что виновного не будет вообще или им будет какое-то третье лицо, скрывшееся с места происшествия и потому неустановленное. Подумаешь, скажете вы. При обоюдной вине водители ремонтируют свои пострадавшие машины самостоятельно. Ведь даже по Гражданскому кодексу источниками повышенной опасности управляли они оба! Это так, но возникает любопытная коллизия. Согласно статьям 1064 и 1079 этого кодекса водители должны будут ремонтировать машины противоположной стороны, а вовсе не собственные! Поэтому, скажем, если одна машина - трехлетка, а другая приближается к двадцатилетию, то согласитесь, повреждения они получат разные. Соответственно, и ремонт им потребуется разный. Скажем, у джипа будет помят капот и разбиты фары, а ваш любимый “Жигуль” разобьется всмятку, без возможности восстановления, но цена одной фары этого джипа будет сравнима с ценой ваших неновых “Жигулей”. Тогда владелец джипа по закону вам заплатит остаточную стоимость вашей “старушки” - скажем, 300 долларов. А вы ему должны будете заплатить за новый капот с покраской 1000 долларов плюс за фары еще столько. Итого тысяч на 5 долларов набежит. Теперь вы поняли, насколько опасно выезжать куда-то далее гаражного порога на старых “Жигулях”? Впрочем, многие иномарки в нашем городе можно оценить не дороже тех же 300 долларов.
Получается, что не уверенным в толщине своего кошелька на дороги лучше не выезжать. Спасают же наших не слишком имущих автолюбителей, видимо, только бог и правовая неграмотность населения. Поэтому нелишним будет пожелать каждому из нас никогда не сталкиваться (в прямом и переносном смысле) со знатоками законов.
Автор: Игорь КРОТЕНОК, обычный автолюбитель, внимательно прочитавший Гражданский кодекс, г. Владивосток