Художник, который не умеет рисовать

В последнюю нашу встречу на фотовыставке в Большом Камне шкотовский художник Андрей Бондарчук огорошил новостью: “Я-то свои “картинки” забросил, перешел на вазы”. Поразмыслив и решив, что дело тут нечисто, мы поехали, как говорится, разобраться на месте - как так забросил?!

2 март 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №746 от 2 март 2000

В последнюю нашу встречу на фотовыставке в Большом Камне шкотовский художник Андрей Бондарчук огорошил новостью: “Я-то свои “картинки” забросил, перешел на вазы”. Поразмыслив и решив, что дело тут нечисто, мы поехали, как говорится, разобраться на месте - как так забросил?!

На лестничной площадке нас встретила Аня, жена Андрея, его муза и продюсер по совместительству. Бросив через плечо: “Заходите, ребята,” - она выбежала вслед за нетерпеливым псом, тянувшим ее на поводке на улицу. Итак, новость первая - в семье Бондарчуков очередное пополнение.

- Пса принес Андрей, - рассказала Аня. - Принес, потому что сам он идти уже не мог. Более худого животного я в жизни не видела! Кто-то привязал беднягу на улице и оставил. Взять долго не решались - и так живется несладко. Но все же Андрей не выдержал.

Всего в этой семье три собаки и восемь кошек. Правда, из представителей кошачьей половины мы встретили только сиамского Ванюшу, который упрямо игнорировал приезжих гостей, пытаясь устроиться у тлеющего камина, откуда его периодически выгонял хозяин дома.

Ты помнишь, как все начиналось?..

Мое знакомство с Андреем и Аней состоялось два года назад. Тогда-то я и узнала, что хозяин дома - автор работ, которые нельзя назвать просто картинами. Вероятно, это имеет свое, строго научное название в творческих кругах. Но при первом же просмотре меня перестали волновать поиски определений и терминов. Мало того, я всерьез и надолго утратила дар речи, предоставив хозяевам право теряться в догадках - а чего это, собственно, я от них хочу...

Сам Андрей тогда поразил меня гораздо меньше, чем его работы. Черные волосы до плеч, внимательные глаза, спокойная последовательная речь - на первый взгляд, ничего примечательного. Но после нескольких минут общения мне он больше не казался “обыкновенным”.

Что касается начала его творческой деятельности, все более чем прозаично. Началось все, со слов Андрея, от великой лени. Имел парень склонность к резьбе по дереву. И решил на этом заработать. Стал делать шкатулки, вазы, удовлетворяя нехитрые вкусы простых обывателей. И надо ж такому случиться - попал, как говорится, в струю. Одно время подобные вещи пользовались спросом. В общем, заработал он на этом деле. Когда же спрос на шкатулки спал, пришлось срочно искать свою “нишу” и придумывать что-нибудь эдакое, дабы удержаться на плаву.

- Ты стремишься стать профи в своей работе, пускай за деньги, - говорит Андрей. - Конечно, присутствует своя собственная философия. А раз она не идет вразрез с источником дохода, почему бы ее не использовать?

Вот тогда-то и стали выходить из-под его рук фигуры, современной науке неизвестные. Рождались они большей частью безымянными, ибо каждый имел право видеть в них нечто свое, сокровенное, не ограничивая сознание рамками одного понятия, вложенного в название. Но магазины и салоны, куда обращался Андрей, принимать на реализацию безымянные работы отказывались по вполне понятным причинам - потенциальным покупателям надо от чего-то оттолкнуться.

История его подсознания

Если принять во внимание некую версию, гласящую, что сущность картин художников (стихов поэта, музыки композитора) есть история его подсознания, то у этого человека, похоже, в голове большая и неизлечимая “вавка”. Поэтому и уловить идею, изначально вложенную в работу, дано людям, мыслящим примерно в том же направлении. Не все могут понять сумасшедшую экспрессию или бесконечное отчаяние обреченности всех этих деревянных существ, которые вырвались из тесных рамок двухмерного полотна, да так и замерли в попытке обрести законченную форму. Хотя судя по тому, как реагируют на работы Андрея знакомые и незнакомые люди, большая часть населения Шкотово и его окрестностей вплоть до самого Владивостока нуждается в принудительном лечении. За всю свою творческую жизнь художник встретил лишь одного человека, которому “картинки” не понравились. Дядечка оказался ярым материалистом и признавал только общедоступные символы.

Строго говоря, художником Бондарчука назвать нельзя. Да он и сам с первых минут нашего знакомства заявил: “Я рисовать не умею!” А вот работать с формой - это другое. Это уже ближе к виртуальной реальности.

- Я вижу форму любого тела и могу предугадать ее трансформации во времени. Вот, например, стоит кофейник. Я смотрю на него и легко могу представить, как из его бока вытягиваются какое-то лицо, голова и т. д.

Была бы возможность, занялся компьютерной графикой - те же формы, но не замороженные, а растянутые во времени. А пока - дерево, чаще липа, самый доступный материал, позволяющий манипулировать формой, все той же формой.

Зачем?

Зачем человек с таким поразительным упорством столько лет колдует над поленьями, вместо того чтобы класть их в камин и греться у камелька?

- Трудный вопрос. Порой жизни не хватает, чтобы на него ответить. Сродни вопросу - зачем вообще жить... Идет реализация творческих сил, что же еще? Человек выступает в роли рупора, зачастую действительно не осознавая - зачем? Это уже потом сам себе придумывает причины.

То, что чаще его работы просто подбирают под цвет обоев богатые дяди и тети, его не коробит. Да и вообще Андрей старается не интересоваться дальнейшей судьбой своих картин. Он выполняет работу, вместе с Аней отвозит ее во Владивосток, сдает в художественный салон, а после реализации получает заработанное.

Некоторые любители заказывают эксклюзивные работы. Но все, что они могут позволить себе пожелать, это цветовая гамма. Потому как содержание будущей работы неизвестно самому автору.

- Отмечаю границы рисунка и шпарю наугад, - таков стиль его работы. При этом никаких допингов не используется, если музыку не считать за допинг - тяжелая, ближе к “хэви метал” или “психодел”, чтобы гремело, что называется, до потолка.

Правда, с реализацией сейчас туго. За прошедший год удалось продать всего одну работу - удовольствие это, надо сказать, недешевое. Поэтому Андрею пришлось в очередной раз срочно переквалифицироваться на вазы, шкатулки и статуэтки. Но все это, чтобы прожить. А свои “картинки” он и не собирается забрасывать. Создаются новые эскизы, идей полно, появились даже первые работы маслом. И естественно, они тоже ни на что не похожи - такие же удивительные, оригинальные, странные, безумные и сумасшедшие. Например, очень симпатичный и очень грустный лунатик...

Появился у Андрея наконец-то автопортрет.

- Идет время, он растет, меняется, развивается, но при этом убеждений своих не меняет, - объясняет Аня. - Его принципы остаются монументальными и незыблемыми как скала.

И глядя на этот автопортрет, не остается ничего другого, как поверить.

Автор: Дарья КОРНЕВА, специально для "В"