Кондуктор, нажми на тормоза!

Как мы и предполагали, в первый день весны стоимость проезда на владивостокских городских коммерческих маршрутах повысилась до 5 рублей. Хотя и не все фирмы пошли пока на это. Проводя эксперимент, наши корреспонденты проехались вчера с утра на нескольких автобусах. Поскольку у многих пассажиров просто не было выбора, они платили и ехали. Но достаточно было взглянуть на выражения лиц, чтобы понять отношение людей к новой таксе.

2 март 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №746 от 2 март 2000
Как мы и предполагали, в первый день весны стоимость проезда на владивостокских городских коммерческих маршрутах повысилась до 5 рублей. Хотя и не все фирмы пошли пока на это. Проводя эксперимент, наши корреспонденты проехались вчера с утра на нескольких автобусах. Поскольку у многих пассажиров просто не было выбора, они платили и ехали. Но достаточно было взглянуть на выражения лиц, чтобы понять отношение людей к новой таксе.

Накануне еще была надежда на то, что ситуацию удастся сдержать. Но на проходившем позавчера в горадминистрации экстренном совещании сторонам договориться не удалось. Город, опираясь на расчеты своего отдела цен, требовал остановиться на цене 3,5 и 4 рубля. Перевозчики стояли насмерть и не согласились возить дешевле, чем за 5. В итоге вчера в средства массовой информации разослали свежее постановление и.о. главы администрации, которым вводятся новые тарифы на городские пассажирские перевозки.

Согласно этому документу стоимость проезда на городских муниципальных автобусах поднимается до 3 рублей. 3,5 рубля ограничена цена проезда на более чем 20-местном коммерческом автобусе. Все коммерческие маршрутки, которые вмещают менее 20 пассажиров, обязаны возить за 4 рубля. Как нам объяснили в городском отделе транспорта, сделано это на основании 589-го губернаторского постановления почти четырехлетней давности, согласно которому тарифы на городские перевозки устанавливаются органами местного самоуправления. Но, как видим, пока расчет на то, что частные извозчики не будут ссориться с краевой властью, не оправдывается.

Городские власти прекрасно понимают, что речь сейчас идет ни много ни мало о их состоятельности. Население однозначно против существенного повышения тарифов и, продолжая ездить, будет внимательно следить за тем, чем закончится противостояние. Здесь есть несколько вариантов. Самый простой – коммерческие перевозчики соглашаются с пожарным постановлением Юрия Копылова. В общем, договариваются. Если же нет, тогда чиновники вынуждены будут начать делать то, что иногда умеют. Подключат к проверкам налоговую инспекцию, транспортную инспекцию. Посмотрят, насколько реализация билетной продукции соответствует доходной части фирм, проведут ревизию расходной части, попытаются увеличить количество муниципального транспорта. В конце концов пожалуются в прокуратуру и даже, возможно, будут судиться. Проще и дешевле от этого пассажиру не станет.

Вчера нам звонили некоторые читатели и обижались, что мы в этих баталиях не заняли чью-либо сторону и не разделали тех или других под орех. Мы же считаем, что как раз заняли ту самую сторону – рядового пассажира. А еще они говорили о том, что, пожалуй, только в нашем краевом центре в отличие от других губернских российских городов сложилась такая ситуация. Вот с этим мы полностью согласны. Ведь с чего надо начинать? C того, чтобы четко знать все о том, что представляет собой в городе пассажиропоток. У нас такие обследования в последний раз пытались делать еще при коммунистах. А кто сегодня знает, сколько у нас льготников, которых частники почти не возят? После этого нужно четко разобраться с правовой основой проблемы перевозок. Кто и какие имеет права и обязанности. А уж экономические расчеты в наше время сам бог велел иметь. Сейчас же никто не скажет точно, сколько при нормальном налогообложении может иметь город с пассажирских перевозок.

Всем этим могла бы заняться специальная структура, которая отвечала бы перед городом. Лет семь назад подобный орган был, но его ликвидировал Виктор Черепков. В последнее время кое-кто предлагает восстановить хороший опыт и создать муниципальное предприятие по организации городского пассажирского движения. Почему бы и нет?

Есть много еще чего хорошего, что помогло бы горожанам уменьшить бремя расходов на поездки. Например, учитель и многодетная мать Ирина Скидан спрашивает: почему в муниципальном транспорте, который, по ее мнению, скверно ходит утром и вечером, все же есть проездные, а частники на такую услугу не идут? Или почему ни один вид транспорта в городе не соблюдает расписание? Дело ведь не только в пробках, но и в том, что на конечных водители просто ждут, пока салон забьется до отказа.

Мы спросили у специалистов, как решаются подобные проблемы в других городах и странах. Оказалось, что в городском отделе транспорта телефоны даже не имеют выхода на межгород, а командировок к коллегам вообще не помнят.

Во всем мире соседствуют между собой муниципальный и коммерческий пассажирский транспорт. И из мирового опыта известно также, что если один из них начинает чрезмерно давить другой - это плохо. Страдает население, налогоплательщик. Там это понимают и научились регулировать процесс. Мы же все время наступаем на грабли.

Автор: Виктор СЕРДЮК, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"