Окна души нашей...

Имя художника Александра Тихомирова почти неизвестно приморцам. Это неудивительно - он живет и работает в Благовещенске, городе, название которого точно сочетается с направлением его творчества. Религиозная живопись, корни которой уходят в далекие древнерусские времена, предстает перед нами в галерее современного искусства “Арка”, где в минувшие выходные открылась персональная выставка художника “Оконопись”.

18 февр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №739 от 18 февр. 2000
Имя художника Александра Тихомирова почти неизвестно приморцам. Это неудивительно - он живет и работает в Благовещенске, городе, название которого точно сочетается с направлением его творчества. Религиозная живопись, корни которой уходят в далекие древнерусские времена, предстает перед нами в галерее современного искусства “Арка”, где в минувшие выходные открылась персональная выставка художника “Оконопись”.

Окна, очи, оконопись - все это однокоренные слова. Так же, как лик, лицо, наличник. Нет дома без окна, человека без лица, иконы без лика. Александр Тихомиров, вполне современный человек, окончивший Строгановское училище в Москве, нашел свои “окна” на Дальнем Востоке. Все представленные работы выполнены на старых ставнях. Сколько деревень надо было проехать, чтобы добыть почерневшее от времени, с круглыми глазками от выпавших сучков дерево? Об этом знает он сам... Отжившие свой век ставни как будто впитали энергию живших в домах людей, воплощавших свои мысли и чаяния, переживших удачи и потери. Эта основа как нельзя лучше подошла для рисунков темперой и воском. Часть работ сделана в черно-белом варианте, некоторые - в цветном. Нет нужды в дорогих рамах и окладах: “Спас”, “Христос в терновом венке”, “Распятие”, “Троица” - в ликах переплелись рисунок дерева и тонкие линии кисти. В подсознании мозаикой высвечивается связь имен и событий: сначала было слово - “Благовещение”. Затем “Распятие”, “Вознесение”. “Бессмертие”, конечно, позже, навсегда... Нам, поколениям, выросшим в христианском невежестве, еще долго постигать корни православной культуры, без которой немыслима Россия.

Иконопись - жанр, без сомнения, экзотический для нашего времени. И не потому даже, что сегодня искусство живописи сплошь светское. Просто писать икону дано не каждому. Тем более ценно, что художник конца ХХ века прокладывает свой путь в религиозном искусстве, начавшийся когда-то с обычной мозаики в светских учреждениях - доме быта, бассейне, дворце профсоюзов. И путь этот не случайный: работа амурского художника “Рождество Христово” в жанре оконописи была отобрана для международной выставки в Иерусалиме, посвященной 2000-летию христианства.