Стратегия успеха. Шаг вперед

- Евгений Геннадьевич, прежде всего разрешите поздравить вас с назначением на новую должность. Какую сферу деятельности вы будете курировать теперь уже как вице-губернатор?

16 февр. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №737 от 16 февр. 2000
Интервью с вице-губернатором края Евгением Геннадьевичем Красновым

- Евгений Геннадьевич, прежде всего разрешите поздравить вас с назначением на новую должность. Какую сферу деятельности вы будете курировать теперь уже как вице-губернатор?

- Моя сфера деятельности по большому счету остается прежней: образование, наука, молодежная политика. Добавилось лишь одно структурное подразделение, которое завершает логическую цепочку в управлении образованием. Теперь решение вопросов, связанных с народным образованием, тоже входит в мою компетенцию. Будем работать по той же схеме, что и министерство, а в нем сходятся все ветви образования: школьное и профессиональное (начальное, среднее, высшее).

Хотелось бы отметить, что с повышением моего статуса поднимается и значимость структурных подразделений, находящихся в моем ведении. Почти все они работали в составе нашего большого департамента. За годы совместной работы между комитетами установились прочные, взаимопроникающие связи, основанные на решении общих целей и задач. Руководители проявили творческую инициативу, доказали свою работоспособность и самостоятельность в принятии решений. Находящиеся в их подчинении коллективы вполне профессиональны и самодостаточны. Придание им статуса самостоятельности, я думаю, позволит более успешно реализовать “Программу развития Приморского края” на предстоящий период.

- Какое место отведено в этой программе образованию?

- Далеко не последнее. И то, что по поручению губернатора ректоры-депутаты организовали работу над законопроектом о развитии профессионального образования в Приморском крае, серьезное тому подтверждение. Целый раздел в нем будет посвящен экономическим льготам и гарантиям для учебных заведений. Большинство из них уже вошло в практику нашей работы, и было бы не по-государственному подвергать риску уничтожения то, что достигнуто, уходящими и приходящими чиновниками. Разумнее закрепить оправдавшие себя формы поддержки силой закона.

Продолжим сотрудничество и с дальневосточным филиалом Института НИИ труда, который оказывает нам помощь, проводя свои исследования. Выявить тенденцию развития системы подготовки и переподготовки кадрового потенциала края и получить компетентные рекомендации с учетом реальных возможностей рынка профессий и образовательных услуг - вот, что сегодня для нас важно. Без изменения кадрового потенциала, без нового поколения людей, обладающих достаточными знаниями, опытом, энергией, стремлением развивать наше общество, никакая программа выхода из кризиса ничего не даст.

Сколько, кого и как должна готовить система образования? На эти вопросы мы должны знать четкие ответы. Профиль и характер специальностей и направлений образовательной подготовки необходимо увязать с запросами экономики и общества.

Организация краевой информационно-аналитической службы позволит координировать действия всех заинтересованных лиц. Хотел бы подчеркнуть именно это. С одной стороны, мы подошли уже к тому, что образование стало средством удовлетворения образовательных запросов личности, повышения образовательного уровня общества, формирования “интеллектуальной” элиты, а с другой стороны, существует потребность промышленности в определенных специалистах. Этими процессами надо управлять. И сегодня особенно тщательно. Ведь, по прогнозам статистов, через 4-5 лет количество выпускников школ будет равно числу мест в вузах. К 2009 году такая картина сложится в целом по стране. Совсем недавно такая информация служила поводом для сокращения учебных заведений. Нынешнее правительство планирует использовать эту ситуацию для предоставления возможности получить образование каждому, кто этого пожелает. “Либо профобразование, либо профпреступность. Другого пути нет”, - это слова нашего министра Владимира Филиппова.

У нас в крае удалось избежать и закрытия, и неразумного объединения учебных заведений. Быть может, теперь наконец недоброжелатели поймут, насколько прав был Евгений Иванович, когда шесть лет назад он сделал ставку на образование и последовательно поддерживал эту сферу. Многое из того, что заложено в проект национальной доктрины образования, уже отработано нами. Поэтому, я думаю, система профессионального образования Приморского края получила высокую оценку министерства. Наша высшая школа считается одной из лучших в России. По темпам роста, например, она опережает другие регионы. Качество подготовки специалистов достаточно высокое. Материальная база крепкая. Так что Владивосток для зонального совещания работников профессионального образования, которое намечено провести в марте, выбран не случайно. Ожидаем приезд самого министра образования. У нас будет возможность еще раз обсудить проект национальной доктрины, внести свои предложения, выслушать коллег со всего Дальневосточного региона. Проведение мероприятия такого уровня почетно и ответственно. Нам есть что сказать и показать нашим гостям.

В результате проведенных рейтингов среди политехнических университетов наш ДВГТУ занял 12-е место, среди классических на 18-й строчке стоит ДВГУ, среди сельскохозяйственных вузов такое же место заняла Приморская государственная сельхозакадемия. В первую десятку в своей отрасли вошла Дальневосточная государственная академия экономики и управления (9-е место). Но истинную цену высшим учебным заведениям Приморья знаем только мы, живущие в этом регионе. Все они по-своему уникальны: богатой историей, особой спецификой, своими традициями. В этом мы еще раз убедились в прошлом году, когда готовились к 100-летию высшего образования на Дальнем Востоке.

В этом году предстоит отметить не менее значимую дату - 110 лет морскому образованию. Правопреемником мореходных Александровских классов - первого морского учебного заведения на Дальнем Востоке - по праву считается Дальневосточная государственная морская академия имени адмирала Невельского. Но сегодня морское образование в крае - это широкий выбор профессий и специальностей и в других учебных заведениях, их более десятка. Подготовка специалистов для торгового, рыбодобывающего, военно-морского флота - одна из первоочередных задач, и мы с ней успешно справляемся. Тихоокеанский военно-морской институт, мореходный факультет в Дальрыбвтузе, морской рыбопромышленный колледж, Дальневосточное мореходное училище, Владивостокский морской колледж, Владивостокский морской техникум плюс шесть учебных заведений, которые ведут начальную профессиональную подготовку. Флоту ведь нужны и квалифицированные матросы, электрики, пекари, мотористы. В принципе сегодня мы сильны тем, что можем подготовить любые кадры для всех сфер деятельности и сделать это со знаком качества.

Летом прошлого года в нашем крае побывал начальник управления средним профессиональным образованием министерства образования Петр Федорович Анисимов и был удивлен, как в такой сложной экономической ситуации Приморью удалось сохранить крепкую систему среднего профессионального образования, над которой к тому же неоднократно нависал дамоклов меч. Достаточно вспомнить известное постановление правительства № 600, предписывающее реорганизовать четыре колледжа в крае. Исполнение этого документа повлекло бы потерю контингента и ряда специальностей, в частности, для судоремонта и судостроения. Поэтому мы постарались сделать все, чтобы не допустить ошибочного решения. И при поддержке губернатора нам это удалось.

Достойно выглядит рядом со своими коллегами и начальное профессиональное образование, сумевшее в последние годы не только сохранить свои учебные заведения, но и открыть новые. А в законодательной области эта система даже обошла две другие. Закон о начальном профессиональном образовании принят в 1996 году. Мы сделали это первыми на Дальнем Востоке. Ежегодное проведение взаимозачетов помогает системе избавиться от долгов за тепло- и электроэнергию. Совсем недавно благодаря такой процедуре погашен долг, равный 17,4 миллиона рублей. По сравнению с Хабаровским краем, у которого на сегодня долг составляет 74 миллиона рублей, наш (4,6 млн.) просто крошечный. Согласитесь, когда у руководителя не болит голова о том, будет ли свет и тепло в учебных корпусах, когда коллектив вовремя получает зарплату, а учащиеся стипендию, у него больше времени на решение других проблем, например, как сделать свое учебное заведение конкурентоспособным на рынке образовательных услуг.

- Какие гарантии предусмотрены национальной доктриной образования в области профессионального образования?

- Хорошим знаком считаю то, что правительство намерено сохранить все учебные заведения. Государство гарантирует равные возможности на получение общедоступного и бесплатного начального и среднего профессионального образования, высшее образование сможет получить на конкурсной основе каждый второй выпускник, имеющий среднее (полное) общее образование, в том числе и полученное в учреждениях начального и среднего профессионального образования. На конкурсной основе можно будет бесплатно получить и послевузовское образование в аспирантуре, докторантуре.

В области социального обеспечения планируется установить стипендии учащимся начального профессионального и студентам среднего и высшего профессионального образования в среднем в размере не менее 40 процентов и аспирантам - не менее 70 процентов от величины прожиточного минимума в Российской Федерации.

Если к 2009 году число бесплатных мест в учебных заведениях будет равно числу выпускников, то перспективы платного образования окажутся под большим вопросом. Потому что каждый сможет выбрать бесплатные места либо в ПТУ, либо в техникуме, либо в вузе. Скорее всего выживут те университеты, которые предлагают что-то эксклюзивное на рынке образовательных услуг. Негосударственные учебные заведения вынуждены будут повысить качество образования. В конкурентной борьбе выживут далеко не все.

- Евгений Геннадьевич, вы всегда отмечаете, что у нас в крае исполнительная власть и профессиональная школа решают проблемы совместными усилиями.

- Верно. Благодаря тому, что сложилась четкая общественно-государственная система управления. Существующие совет при губернаторе по вопросам образования и науки, советы ректоров вузов, директоров средних и начальных профессиональных учебных заведений - это те общественные формирования, на которые мы опираемся в своей работе. Нам удалось избежать формального объединения людей. Наши советы принимают участие в разработке краевых программ, законопроектов. Именно они способствуют процессу интеграции в учебных заведениях, повышению педагогической и психологической компетенции преподавателей, их творческой активности. Сегодня мы можем смело доверять им, а они, в свою очередь, нам, потому что ни одно предложение совета не осталось без внимания. Недавно прошли выборы в совет директоров средних учебных заведений, председателем которого избрали Ларису Дмитриевну Трунову, директора кооперативного гуманитарно-коммерческого техникума. До нее около десяти лет руководил советом Алексей Борисович Черновицкий. Благодаря его авторитету, высокому профессионализму, все-таки более тридцати лет в образовании, эта общественная структура сумела многого добиться. Вручая Алексею Борисовичу письмо-благодарность от губернатора, я искренне пожелал этому деятельному человеку здоровья. Надеюсь, его опыт организатора еще послужит нашему краю.

- В системе народного образования подобный совет неприемлем?

- На Всероссийском совещании работников образования был впервые создан координационный совет по среднему (полному) общему образованию как раз по этому типу. До сих пор подобного органа, который бы регулярно собирался, обсуждал тенденции развития народного образования, координировал усилия соответствующих ветвей власти, вы правильно заметили, не было. А вот Российский совет ректоров существует уже не один год. Значит, ситуация и опыт других структур подсказали, что такая форма управления имеет свои плюсы. Поэтому и мы подумаем о возможности создания такого совета у нас в крае. Одни чиновники не должны решать, как и чему учить.

- Евгений Геннадьевич, по всему чувствуется не только знание вами системы профессионального образования, но и особое к ней отношение. С чего вы начали свое знакомство в новой для вас структуре? Ваши первые действия?

- Система профессионального образования мне действительно близка, ведь я связан с ней более двадцати лет. Но и проблемы школы известны мне достаточно хорошо - я вырос в семье учителя. Мне не надо долго объяснять, чего стоит его труд, убеждать в том, что учителя заслуживают большего. Вот почему я начал работу в новой должности с изучения проблем, связанных с выплатой зарплаты учителям.

Как это ни печально, но в результате более чем двукратного роста потребительских цен средняя зарплата работников образования сегодня составляет лишь 45,6 процента от прожиточного минимума. А если еще и получает учитель эту зарплату не вовремя? Наш край в этом плане более благополучный, чем другие регионы. Так, в Алтайском крае задолженность 8 - 9 месяцев, в Читинской и Омской областях - 4, в Магаданской - 5 месяцев. Но и у нас тоже есть проблемы.

В соответствии с законом Российской Федерации от 4 февраля 1999 г. № 22 “Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы” заработная плата учителям была увеличена на 50 %. Краевая администрация взяла на себя выплату текущей зарплаты с учетом повышения с 1 октября 1999 года и по трансфертам свои обязательства выполнила. Муниципальным образованиям края распоряжением губернатора № 1046 предписывалось отчислять от собственных доходов не менее 40 процентов для обеспечения своевременной выплаты заработной платы и погашения кредиторской задолженности работникам бюджетной сферы, считая ее приоритетной. И в таких городах, как Дальнереченск, Находка, Партизанск, в Надеждинском, Ольгинском, Пожарском районах с пониманием и должной ответственностью отнеслись к такому решению губернатора. К сожалению, некоторые руководители городов и районов приняли к сведению этот документ, но не предприняли никаких действий для его выполнения.

Так, например, в городе Арсеньеве посчитали возможным перечислить только 7 % из 40, и сегодня здесь должны 10 миллионов 128 тысяч рублей. В Спасске-Дальнем этот процент равен 11, а долг соответственно 1 миллиону 521 тысяче рублей. В Кавалеровском районе - 15%, что привело к задолженности в 2 миллиона 390 тысяч рублей, в Хорольском - 16 %, и теперь сумма долга в этом районе -3 миллиона 264 тысячи рублей. В Уссурийском - 19%, а кто заплатит оставшиеся 6 миллионов 226 тысяч рублей? Ждут возвращения долгов учителя Артема, Хасанского района.

Я думаю, главы городов и районов должны заняться серьезным анализом финансовой ситуации на вверенных им территориях. Мы разослали всем письма со своими предложениями. На следующей неделе я по согласованию с губернатором выезжаю в командировку по краю, буду встречаться со всеми первыми лицами, так как они в первую очередь ответственны за все, что происходит или не происходит в их городе или районе. Мне бы хотелось, чтобы местные газеты, радио владели полной информацией по этому вопросу. В письмах мы высказали пожелание предать гласности обсуждение данной проблемы с профсоюзными организациями, коллективами учителей. Я очень надеюсь на то, что нам удастся прийти к взаимопониманию. Мое первое знакомство с отдельными районами и их руководителями убеждает: нет безвыходных ситуаций, просто надо грамотно и ответственно подходить к процессам управления. В следующий раз, я уверен, мы могли бы с вами поговорить о положительном опыте работы глав муниципальных образований.

- Желаю вам удачи.

Автор: Ирина ЛУКЬЯНЧУК